Когда я становлюсь путником?

Все, что связано с молитвой
Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа "А это бид'а?" или "Можно ли?" не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом https://www.translit.ru/

PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.
Abuhurayra
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 24 июн 2009, 04:14
Контактная информация:

Когда я становлюсь путником?

Непрочитанное сообщение Abuhurayra »

Ассаламу алайкум братья подскажите ради Аллаха когда я становлюсь путником сколько километров я должен приодолеть чтоб я мог сокрашать свои намазы и в течении какого времени я могу продолжать их сокращать в пути? Приведите пожалуйста если есть возможность мнения Ибн Таймии относительно этого вопроса поскольку в этом вопросе очень много разногласий. ДжазакаЛЛАХУ хайран.


Абумарьям
Сообщения: 308
Зарегистрирован: 04 апр 2009, 18:40
Контактная информация:

Когда я становлюсь путником?

Непрочитанное сообщение Абумарьям »

Ва алеикумус-салям, брат мой! Ваш вопрос состоит из двух частей:
1- после какого расстояния человек становится путником
2- в течении какого времени может он сокращать молитву, пока не вернётся к себе домой.
Отвечая на первую часть вопроса скажу, что есть несколько мнений среди учёных в этом вопросе; Большинство учёных нашей уммы опрeделили расстояние, после которого путнику можно сокращать молитву. Это расстояние, которое можно преодолеть обычно за двое суток, называют они это 4 буруд или 48 милей. А это равняется около 80-90 км (современные учёные измерили это ездой на верблюде, поскольку раньше выходили в путь на верблюдах). Другие же, в том числе Ибн Таймия наоборот опровергли это и заявили, что это мнение не имеет ясного прямого аргумента ни из Корана, ни из Сунны.
Первые привели несколько аргументов:
1-Посланник Аллаха сказал [О жители мекки! не сокращайте молитву при преодолении расстояния меньше чем четыре буруд]. Передал Даракутни, "глава (61) о том, после какого расстояния сокращается молитва", и аль-Байхаки в книге ас-Сунан аль-Кубра, (5187).
2-Также привели два предания от Ибн Аббаса и Ибн Умара, в котором сообщается, что когда они выходили в путь на такое же расстояние, то сокращали молитвы (то есть считали себя путниками). См.: Бухари, книга молитвы, глава о том, когда сокращается молитва, также Муватта имам Малика (338). Если сподвижник высказал своё мнение в определённом вопросе, не противоречащее Кур`ану или Сунне и мы не нашли мнения другого сподвижника, противоречащего первому, то его мнение будет считаться как аргумент. К этому можно отнести вопрос с сокращением молитвы в пути.
Но Ибн Хазм, Ибн Таймия и другие учёные опровергли эти доказательства:
- То что касается первого довода, который привела первая сторона, то приведенный ими хадис является слабым, как об этом сообщил Имам аль-Байхаки и другие.
- Предание же, переданное от двух сподвижников хотя и достоверное, но есть множество различных преданий от сподвижников, противоречащих мнению этих двух сподвижников, причём во многих преданиях упоминается что у Ибн Аббаса и Ибн Умара было несколько мнений по поводу этого вопроса. Поэтому не правильно взяться за некоторые предания, оставляя другие! Вот некоторые из этих преданий расходящихся с действием этих двух сподвижников:
1-Салим Ибн Абдулла (сын Ибн Умара) рассказал, что если Ибн Умар выходил в путь на расстояние одного дня, то сокращал молитву (то есть считал себя мусафиром (в старину люди преодолевали за день около 40-а километров).
Малик, 340 и Абдурраззак, 4300. очень достоверное предание.
2-Рассказал Ата (ученик Ибн Аббаса из жителей Мекки): я спросил Ибн Аббаса: сокращать ли мне молитву, если я выйду в Арафат или Мина? Он ответил: Нет, но сократи, если поедешь в Таиф или Джидду. Не сокращайте молитву, если отправились в путь, расстояние которого меньше дня, и не сокращай молитву если расстояние меньше одного дня..... Передал Абдурраззак, 4296, 4297.
3- Муджахид рассказал, что Ибн Аббас сказал: (Если вышел в путь до вечера, то читай молитву как обычно, а если путь больше чем это, то сокращай). Абдурраззак 4299.
4- Ладжладж рассказал, что Умар выходя в путь на 3 миля (то есть здесь еще меньшее растояние чем до этого упомянутые!!!) сокращал молитву и разговлялся (не держал пост). Ибн Абишаиба, 9013.
5- Ибрахим ат-Тайми передал от своего отца, что тот был вместе со сподвижником Хузаифа в городе Мадаин и отпросился к себе домой в Куфу. "Он разрешил мне, но запретил разговляться и сокращать молитвы, пока я не вернусь к нему". Абдур-раззак, 4308. (расстояние между Мадаином и Куфой равна шестьдесят с лишним милей, что ровняется примерно 100 километрам.


--- В этом вопросе имеется ещё одно мнение - это мнение Ханафитов, которое гласит, что путник может сокращать молитву, если вышел в путь, расстояние которого больше 3-х дней (что равняется 120-и километрам по современным меркам) . Но это мнение тоже не имеет явных аргументов.
Наиболее сильным мнением, близким к шариату является мнение некотоpых учёных о том, что Шариат не ограничил нам определённое расстояние, после которого надо сокращать молитву. В таком случае надо опираться на обычаи и традиции. Значит, кого люди обычно называют путником, он и будет считаться путником.

Второй вопрос: "в течении какого времени путник может сокращать молитву, пока не вернётся к себе домой или как?

Прежде чем привести мнения с разногласиями, хочу заметить, что учёные в двух моментах данного вопроса сошлись между собой:

1- Любой путник если остановившись где-нибудь, решил создать себе из этого места место жительства, то он уже считается как местный.
2- Любой путник, если остановился где-нибудь и хочет возвратиться обратно, но из-за каких-то обстоятельств - не зависящих от него - не может, то он считается путником.
Кроме этих двух случаев учёные разошлись во мнениях: в течении какого времени можно ему сокращать молитву и считать себя путником? иначе говоря после какого времени он становится как местный?
В этом вопросе есть несколько мнений:
1- Если человек вознамерился оставаться в точке назначения больше четырёх дней, то он прибывая в то место уже считается как местный. Это мнение Маликитов, Ханбалитов и Шафиитов, но Шафииты не включают сюда день приезда и день отъезда. Ибн Абдуль-Барр: аль-Каафи, 1/245 и ан-Науауи: аль-Маджму, 4/364.
Лучшее что они привели в качестве довода, это то, что Пророк, мир ему и благословение, приезжая в Мекку для совершения прощального паломничества 4-ого зуль-хиджа пробыл там 4 дня и сокращал молитвы.
Ответ на их довод:
-Во первых: Этот хадис не может быть использован как доказательство, во первых потому что, если это было бы так, то Пророк, мир ему и благословение, разъяснил бы это людям, ведь это важное постановление и с пророком на хадж приехали тода тысячи людей. И если на самом деле бы у путника были определённые дни, после которого он становится как местный, то Посланник Аллаха, дал бы понять это всем.
-Во вторых, откуда нам знать, что если бы он приехал в Мекку не четвёртого, а третьего или второго например, (и тем самым пробыл бы в Мекке больше четырех дней), то не сократил бы молитвы?
-В третьих: Если это так, как они утверждают, то почему Посланник Аллаха ( мир ему и благословение Аллаха) не сказал тем, которые приехали в Мекку до него, чтобы они не сокращали молитву?

Второе мнение: Человек будет как местный, если вознамерился оставаться больше 15-и дней. А если ещё не знает, то он может сокращать молитву - остановившись в пути - до 15-и дней. Этого мнения придерживаются Ханафиты. аль-Каасаани: "Бадааиус-Саннааи",1/97.
Доказательство у них это предание от Сподвижника Ибн Аббаса и Ибн Умара, в котором сообщается, что они сказали: (Если ты пришёл к какому-либо городу, и ты решил остаться там на больше чем 15 день, то читай молитву как обычно (не сокращая), а если не знаешь когда выйдешь обратно в путь, то сокращай). Похожее предание передал Мухаммад ибн аль-Хасан в своём сборнике "Аль- Аасаар" (الآثار لمحمد بن الحسن). (187) Но это предание тоже не годится как доказательство, потому что, имеется несколько других преданий, в которых Ибн Аббас определил это 19-ю, а Ибн Умар 12-ю днями. См.: Сахих Бухари, 1080 и аль-Муватта 343.
По правилам шариата, будет не действительно брать высказывания или же действия сподвижника как довод, если в том вопросе имеется другое противоречащее мнение того же или другого сподвижника!!!
Третье мнение гласит, что если человек больше 20-и дней пребывает в каком-либо месте, то он становится как местный. Этого мнения придерживался Ибн Хазм, а доводом у него является сокращение Пророком молитвы 20 дней пребывая в Табуке. Ахмад-3/295 и Абудавуд 1235.
Но это тоже не годится как довод, поскольку это отдельный случай. Кроме этого, это мнение можно опровергнуть теми же ответами, которыми опровергли доказательства первого и второго мнений.
Четвертое мнение: Это мнение Ибн Таймийи, где он говорит, что нет в шариате определённых дней, после которого можно было бы считать человека местным. В этом вопросе тоже надо обратиться к обычаям. Доводом Ибн Таймии в этом вопросе является общее универсальное правило в шариате, в котором говорится, что если в каком-либо вопросе нет определения шариатом, то мы должны взять лексическое определение касающегося нас термина, а если и лексического определения нет, то возвращаемся к обычаям, как например в нашем случае. Данное правило очень интересно и очень важно! Так-как подобных вопросов в шариате можно найти много, где шариат не даёт опделение или ограничение слову, от которого зависит постановление. В подобных вопросах учёные считали обычаи как довод!!!
mslm
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 16 июн 2009, 23:52
Контактная информация:

Re: Когда я становлюсь путником?

Непрочитанное сообщение mslm »

Джазакаллаху хайран, брат, за проделанный труд.
Абумарьям
Сообщения: 308
Зарегистрирован: 04 апр 2009, 18:40
Контактная информация:

Re: Когда я становлюсь путником?

Непрочитанное сообщение Абумарьям »

Ассаляму алеикум!
В добавок к своему ответу хотел бы привести некоторые примеры подобные нашему вопросу, где учёные брали "обычаи" за основу и как аргумент, при отсутствии аргументов из Кур`ана, Сунны или Иджмаа в определении терминов:
1- Соблюдение непрерывности в совершении омовения. Большинства учёных считают соблюдение непрерывности в омовении обязательным. Но что означает "непрерывность"? Означает ли это, что если прервал омовение на несколько секунд, то значит оставил один из ваджибов омовения и значит омовение не действительно? Или прервал на минуту или более? Шариат это не определил, оставив это обычаям и понятиям людей. См.: "Аль-Мугни", 1/192.
2- Движения в молитве. Если человек много двигается на намазе, то у него намаз не действителен. Но ведь Шариат не определил сколько должно быть движений чтоб это считалось портящим намаз? Опять же учёные в данном вопросе возвратились к обычаям: "то, что обычно считается движением значительного количества, то это и будет определением и ограничением в данном вопросе. см.: Такиюд-диин аль-Хусани: "аль-Кауаид, 1/360.
3- В вопросе уподобление женщины мужчине и наоборот тоже возвратились к урфу (обычай). См.: Ибн Муфлих, "аль-Аадааб аш-шар`ийя" 3/536.
4- Обман, при котором разрешается покупателю или продавцу расторгнуть договор в купли-продажи.
5- Разрешается кушать дичь, ловлю, которую поймала "обученная собака". Но какая собака именно считается обученной?
6- Оскорбление Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Что именно считается оскорблением? см.: "ас-Саарим аль-Маслууль", 3/993, и много других вопросов, где-как упомянули выше, учёные возвращались к обычаям, чтобы узнать определение и ограничение некоторых терминов.
Поэтому ничего удивительного нет в том, что Ибн Таймийя и те кто согласились с ним, взяли в вопросе, связанного с путником за основу обычаи и как видите ничего нового они не придумали, а всего лишь практиковали в вопросе связанным с путником, то что практиковали учёные со всех правовых школ в других подобных вопросах.
И последнее: Что делать, если иногда не понятно: стал ли ты путником или ещё нет? Например из-за недолгого выхода в путь или недалёкого растояния, или например когда выезжаешь на прогулку на расстояние, которое нельзя считать не далёким и не близким)?
Из этой ситуации можно выйти легко. Если человек засомневался в том, что путник он или нет, то пусть берёт за основу то положение, в котором был тот человек до этого. Значит при сомнении просто не надо сокращать молитвы, а читать как читал обычно, до того как вышел или выехал куда нибудь.
Ильдар ФИФ
Сообщения: 29
Зарегистрирован: 08 май 2012, 15:14
Контактная информация:

Re: Когда я становлюсь путником?

Непрочитанное сообщение Ильдар ФИФ »

Ассалам алейкум, братья! Подскажиите, я работаю на крайнем севере по 3-4 месяца подряд, безвыездно. Скажите сколько дней я могу сокращать и переносить намазы, находясь там(сколько дней я считаюсь путником)? Один брат мусульманин, которого я там встретил, сказал мне, что можно сокращать и переносить в течении 30 дней и он так и делал... Подскажите, на какие хадисы и мнения стоит опираться? Заранее благодарен.
Anisat
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 17 апр 2012, 22:53
Контактная информация:

Re: Когда я становлюсь путником?

Непрочитанное сообщение Anisat »

Саламуалейкум!)

А какой же довод выбрать и как поступить лучшим образом?

Например, если

выехать на поезде

из города места постоянного жительства (город X)

и ехать 38 часов

до города, в котором собираешься пробыть (город Y)

с даты прибытия 8 дней (знаешь, что будешь там именно до определенной даты) ,

считая день отъезда и день приезда,

а потом ехать в город X обратно столько же 38 часов.

то сколько по времени считаешься путником?

ТО есть 38 часов + 8 дней (вместе с днем прибытия и отъезда) + 38 часов обратно до города, в котором всегда живешь, в общей сумме получается 11 дней.

Как быть?)
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость