Семьдесят вопросов, связанных с постом

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Слава Аллаху, Которого мы восхваляем, просим у Него помощи и прощения, прибегаем к Нему от зла наших душ и дурных поступков. Кого Аллах поведёт прямым путём, того никто не сможет ввести в заблуждение, а кого Всевышний вверг в заблуждение, того никто не поведёт прямым путём. Я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и я свидетельствую, что Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) Его раб и посланник.

Всевышний Аллах даровал Своим рабам такие периоды времени, в которые увеличиваются благодеяния, стираются прегрешения, возвеличиваются степени верующих, а их души устремляются к своему Владыке. Поистине, преуспел тот, кто очистил свою душу, и понёс урон тот, кто опорочил её.

Всевышний Аллах создал людей для того, чтобы они поклонялись Ему, Господь сказал в Священном Коране: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне».[1] Одним из великих видов поклонения является пост, который Аллах вменил в обязанность Своим рабам. Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, быть может вы будете богобоязненны».[2] Аллах побуждает людей поститься: «Но вам лучше поститься, если бы вы только знали».[3] Кроме того, Всевышний указал, что верующие обязаны благодарить Его за предписание этого поста: «Возвеличивайте же Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны».[4]

Всевышний Аллах облегчил пост своим рабам, привив им любовь к нему, дабы им не было тяжело воздерживаться от привычных вещей. Аллах сказал: «Вам предписан пост считанное количество дней».[5] При этом Всевышний смилостивился над верующими, отстранив их от затруднения и вреда. «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время».[6]

Таким образом, не является странным, что в месяц Рамадан сердца верующих обращаются к своему Господу, страшась Его и желая награды и великого успеха от Него.

Пост занимает важное положение среди поклонений, поэтому необходимо ознакомиться с вопросами, связанными с месяцем поста. Каждый мусульманин должен знать, что является для него обязательным, дабы он совершал его, и должен знать, что является для него запретным, дабы отстраняться от этого, и что является разрешенным, дабы не создавать трудности самому себе, отказываясь от него.

Этот небольшой труд, который был написан мною, включает в себя краткое изложение религиозных положений, этикета и желательных действий поста. Я надеюсь, что Аллах даст пользы мне и моим братьям-мусульманам.

Хвала Аллаху, Господу миров!

1. Определение поста.

Арабское слово «ас-саум» (الصوم), которое обычно переводят как «пост», в языковой основе означает «воздержание». Что касается религиозного значения этого слова, то оно означает «воздержание, сопровождаемое соответствующим намерением, от того, что делает пост недействительным, с момента появления утреннего рассвета до заката солнца».

2. Религиозный статус (хукм) поста.

Все мусульмане единогласны в том, что пост в месяц Рамадан является обязательным (фард). Приведём доказательства на обязательность поста:

Во-первых, из Священного Корана. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, быть может вы будете богобоязненны». [7]

Во-вторых, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ислам основывается на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, совершении молитвы, выплате закята, совершении хаджа, соблюдении поста в Рамадане».[8]

Кроме того, кто нарушил пост без причины, тот совершил великий грех, как об этом сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха), рассказывая  свой сон: «…И когда я достиг вершины горы, то услышал громкие голоса. Я спросил: “Что это за голоса?” Они (двое, которые пришли к пророку (мир ему и благословение Аллаха)) сказали: “Это вой обитателей ада”. Затем мы пошли дальше, пока не дошли до людей, подвешенных за поджилки с разорванными ртами, с которых текла кровь. Я спросил: “Кто это?” Они сказали: “Это те, которые прерывали свои посты до разрешенного для этого времени (то есть: прерывали свои посты до времени разговения)”».[9]

Аль-Хафиз Аз-Захаби (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Верующие единогласны в том, что тот, кто оставит пост в месяц Рамадан без причины, хуже, чем прелюбодей и пьяница! Кроме того, они сомневаются в правильности его Ислама и думают, что он впал в ересь и неверие».

3. Достоинства поста.

Приведём достоверные хадисы (изречения пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)), указывающие на великое достоинство поста:

1. Всевышний Аллах обособил пост, сказав, что он совершается только для Него, и Он (Свят Он и Велик) воздаст за это поклонение, многократно увеличив вознаграждение постящегося. В хадисе сказано: «Кроме поста, совершаемого ради Меня[10], и Я воздам ему за него».[11]

2. Нет ничего равного посту.[12]

3. Мольба постящегося не отвергается. [13]

4. У постящегося две радости: он радуется при разговении и радуется своему посту при встрече со своим Господом. [14]

5. Пост заступается за раба в Судный День, говоря: «О Господь! Я удерживал его от еды и страстей в течение дня, разреши мне заступиться за него».[15]

6. «Запах, исходящий изо рта постящегося, приятнее для Аллаха, чем благоухание миска (благовония)». [16]

7. «Пост – это щит и неприступная крепость, защищающая от огня». [17]

8. «Кто постился день на пути Аллаха, Аллах за этот день отдалит его лицо от огня на расстояние семидесяти лет». [18]

9. «Кто постился день, желая Лика Аллаха (ради Аллаха), и умер во время поста, тот войдёт в Рай».[19]

10. «Воистину, в Раю есть дверь, которую называют ар-Райян. Войдут в неё постящиеся, и не войдёт в неё никто кроме них. И когда они зайдут, она будет закрыта, и никто больше не зайдет в неё». [20]

Что касается поста в месяц Рамадан, то он является одним из столпов Ислама. В этот благословенный месяц был ниспослан Священный Коран, в нём есть ночь, которая лучше, чем тысяча месяцев. Кроме того, есть множество других превосходств поста в этот благословенный месяц, перечислим некоторые из них:

1. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) по поводу Рамадана сказал: «Когда наступает Рамадан, распахиваются врата Рая, запираются врата Ада, а дьяволов заковывают в оковы».[21]

2. Пост в месяце Рамадан приравнивается к десяти месяцам.[22]

3. Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто будет поститься в Рамадане с верой и надеждой, тому будут прощены его прошлые грехи».[23]

4. «При каждом разговении Аллах (Могуч Он и Велик) освобождает Свих рабов от огня». [24]

4. Пользы поста.

Соблюдение поста имеет множество польз и мудростей, которые, в конечном счёте, возвращаются к богобоязненности, о которой упомянул Всевышний Аллах, сказав: «быть может вы будете богобоязненны». А именно, если человек, отказывается от разрешённых вещей, желая довольства Всевышнего Аллаха и страшась Его наказания, тем более откажется от запретного, подчиняясь повелению Господа.

Кроме того, чувство голода у человека парализует потребность в удовлетворении других желаний. Поэтому если он насытится, появляется желание в удовлетворении прихотей языка, глаз, рук и половых органов.  Таким образом, постящийся одолевает шайтана (сатану), умеряет свою страсть и оберегает свои органы от запретных поступков.

Также постящийся, вкусивший тяготы голода, начинает понимать положение нищих, поэтому он проявляет милосердие по отношению к ним и раздаёт им то, что удовлетворит их потребности, ведь испытавший голод на своей шкуре не сравним с наслышавшимся об этом.

Пост воспитывает в человеке желание отстраниться от страстей и отдалиться от грехов, так как постящийся одолевает естественные желания и удерживает себя от обычных вещей.

Пост приучает человека к пунктуальности и порядку.

В соблюдении поста проявляется принцип единства мусульман, ведь все они постятся в течение одного и того же месяца.

В течение благословенного месяца Рамадан сердца верующих тянутся к мечетям, некоторые люди приходят в них в первый раз, некоторые долгое время не входили в дома Аллаха, поэтому это является прекрасным шансом для имамов мечетей проводить проповеди и уроки. Однако при этом не нужно им забывать о самих себе, дабы они не стали похожими на фитиль, который сжигая самого себя, светит для людей.

5. Правила поведения, связанные с постом.

Некоторые из этих правил могут быть обязательными, а некоторые желательными, перечислим их ниже:

1. Стремление совершить сухур[25] и желательность откладывать его незадолго до появления утреннего рассвета. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ешьте перед рассветом, ибо в сухуре благодать».[26] Сухур является благословенным. Кроме того, тем самым мусульмане разнятся с людьми Писания.  Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Как прекрасны для верующего финики на сухур!».[27]

2. Торопиться с ифтаром.[28] Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Люди не лишатся блага до тех пор, пока не перестанут торопиться с разговением».[29] Также будет лучше, если постящийся будет разговляться тем, о чём сообщается в хадисе от Анаса (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разговлялся свежими финиками перед тем, как совершить магриб-намаз (вечернюю молитву), а если не было свежих фиников, то разговлялся сушеными финиками, если и их не было, то пил несколько глотков воды».[30] Сразу же после ифтара желательно произнести то, что сообщается в хадисе Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершив ифтар (разговение), говорил:

« ذَهَبَ الظَّمَأُ وَابْتَلَّتِ الْعُرُوقُ وَثَبَتَ الأَجْرُ إِنْ شَاءَ اللَّهُ »

“Жажда ушла, и жилы наполнились влагой, и награда уже ждёт, если будет угодно Аллаху”.[31]

3. Отстранение от всего греховного. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда кто-нибудь из вас будет поститься, пусть избегает всего непристойного…».[32] Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если (человек) не прекратит лгать и поступать по лжи, Аллаху не нужно будет, чтобы он отказывался от своей еды и питья».[33]

Таким образом, постящемуся следует отстраняться от всего запретного: от сплетен, непристойностей, лжи и т.д., ведь эти дурные поступки могут уничтожить всё вознаграждение, полученное за соблюдение поста. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Возможно, некоторым постящимся помимо голода от своего поста ничего не достанется».[34]

4. Отстранение от того, что уничтожает добрые дела и приводит к греху. В качестве примеров можно привести времяпровождение за просмотром телепередач и сериалов, фильмов и спортивных соревнований; бесполезные посиделки и скитания по улицам с дурными людьми, которые губят своё время. Всё это привело к тому,  что месяц ночных молитв, поминания Аллаха и поклонения превратился у многих людей в месяц сна в дневное время суток, дабы не чувствовать голод, что привело к просыпанию дневных намазов и коллективных молитв в мечетях. А ночью эти люди погружаются в забавы и страсти. Есть такие, которые встречают этот благословенный месяц с досадой, что пропускают многие свои наслаждения. Есть и такие, которые уезжают из мусульманских стран в страны неверующих, дабы насладиться своими каникулами и отпусками.

Дело доходит до того, что даже в мечетях, в том числе и в Заповедной мечети в Мекке, происходят порицаемые поступки, как например, в дома Аллаха приходят женщины, накрашенные и умощенные благовониями, привлекая тем самым внимание чужих мужчин.

Некоторые люди, которые на самом деле не нуждаются, превращают месяц Рамадан в сезон попрошайничества.

Некоторые забавляются по ночам благословенного месяца пиротехникой, тем самым, подвергая себя и других опасности.

Некоторые отвлекаются от Рамадана коммерческими операциями и скитанием по торговым точкам.

Некоторые женщины проводят своё свободное время в Рамадане в поисках новой моды, отвлекаясь от поклонения пошивом новой одежды.

В последние десять дней Рамадана торговые лавки пополняются новыми товарами и последними моделями, тем самым, отвлекая мусульман от зарабатывания вознаграждений и наград Всевышнего Аллаха.

5. Отстранение от криков и шумихи. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если же кто-нибудь (попытается) завязать с ним ссору или станет бранить его, пусть дважды скажет (такому): “Поистине, я пощусь!”».[35] Произношение слов: “Поистине, я пощусь!” первый раз будет напоминанием самому себе, а второй раз — напоминанием сопернику.

6. Следует отстраняться от переедания. В хадисе сказано: «Худшим сосудом, наполняемым человеком, является его желудок».[36] В пословице говорится: «Разумный ест для того, чтобы жить, а не живёт для того, чтобы есть». Не нужно готовить в этот благословенный месяц изощрённые блюда, проводя драгоценное время на кухне и расходуя средства, значительно превышающие расходы в обычные дни. Не следует вредить своему здоровью, переедая во время сухура и ифтара, так что из-за этого некоторые не могут совершать ночные намазы, а если и могут, то совершают их лениво.
«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был щедрейшим из людей, а наибольшую щедрость проявлял он в Рамадане, когда с ним встречался Джибрил, мир ему. Во время Рамадана он встречался с ним каждую ночь, повторяя с ним Коран, и, поистине, (в эти дни) посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был более щедр на всё благое, чем вольный ветер».[37]

7. Необходимо проявлять щедрость, давая знания, раздавая милостыни, и быть великодушными по отношению к людям. Сообщается, что Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал:

Соблюдение поста и кормление бедняков является одной из причин входа в Рай. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, в Раю есть комнаты, изнутри которых видно то, что снаружи, а снаружи видно то, что внутри них, Всевышний Аллах уготовил их для тех, кто кормил бедняков, был мягким в общении, соблюдал пост и в то время, когда люди спали, совершал ночные молитвы».[38]

В другом хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто накормит постящегося во время разговения, получит такое же вознаграждение, как и этот постящийся, при этом его (постящегося) награда ни насколько не убавится».[39] Ибн Таймия (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Накормить постящегося во время разговения в этом хадисе означает накормить его досыта». [40] Некоторые праведные предшественники, такие как Абдулла ибн Умар, Малик ибн Динар, Ахмад ибн Ханбаль и другие (да одарит их Аллах Своей милостью) давали предпочтение бедным, кормя их во время ифтара. Так, например, Абдулла ибн Умар разговлялся только с сиротами и нищими.

8. Необходимо в Рамадане иметь настрой для совершения поклонения. Мусульманин должен поспешить искренне покаяться перед Всевышним, радоваться наступлению благословенного месяца Рамадан, безупречно соблюдать пост, проявлять смиренность во время совершения ночных молитв, не должен проявлять вялости в первые двадцать дней месяца. Постящемуся следует проводить последние десять ночей Рамадана в поклонении, дабы застать ночь Предопределения, необходимо стараться многократно перечитывать Священный Коран, размышляя над его аятами. Не нужно также забывать, что умра (малое паломничество в Мекку) в Рамадане равна хаджу (большому паломничеству), вознаграждения за милостыни возрастают, а уединение в мечетях (и’тикяф) в Рамадане становится более утвердительным.

Нет ничего плохого, если мусульмане поздравляют друг друга с наступлением месяца Рамадан. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщал радостную весть своим сподвижникам о наступлении благословенного месяца, поощряя их уделять достойное внимание ему. Сообщается от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Наступил благословенный месяц Рамадан, Аллах (Могуч Он и Велик) предписал вам поститься в нём. В этот месяц открываются небесные врата, закрываются двери ада, надеваются оковы на мятежных дьяволов. В этом месяце есть ночь, которая лучше, чем тысяче месяцев, кто пропустил её блага, тот лишился (блага)». [41]

 

Некоторые положения, связанные с постом:

6. Виды поста, которые необходимо соблюдать непрерывно.

Необходимо непрерывно соблюдать следующие виды поста:

  1. Пост в месяц Рамадан. Необходимо поститься весь месяц за исключением прерывания по причине (болезни или пути).
  2. Пост, который соблюдается в качестве искупления за неумышленное убийство. Необходимо поститься два месяца подряд.
  3. Пост, который соблюдается в качестве искупления за «зыхар»[42]. Необходимо поститься два месяца подряд.
  4. Пост, который соблюдается в качестве искупления за половую близость в дневное время суток месяца Рамадан. Необходимо поститься два месяца подряд.
  5. Пост того, кто дал себе обет, что будет непрерывно поститься в течение какого-нибудь времени. Должен поститься подряд те дни, которые определил в своём обете.

Виды поста, в которых не нужно соблюдать непрерывность, а можно поститься в разные дни:

  1. Возмещение поста месяца Рамадан, который он пропустил по уважительной причине. Может возместить в любое время в течение года до следующего Рамадана.
  2. Десять дней поста для того, у кого не было возможности принести в жертву животное во время хаджа. (В соответствии с мнением большинства учёных).
  3. Пост, который соблюдается в качестве искупления за нарушенную клятву. (В соответствии с мнением большинства учёных).
  4. Пост, который соблюдается в качестве искупления за совершение запрещенных действий в состоянии ихрама во время хаджа. (В соответствии с предпочтительным мнением учёных).
  5. Пост того, кто дал себе обет, что будет поститься, при этом не обусловил в своём обете, что будет поститься непрерывно.

7. Добровольный пост.

Добровольный пост восполняет недостатки обязательных постов. Среди добровольных постов, о которых сообщается в достоверной Сунне, можно перечислить следующие: пост Ашура (10-ый день месяца Мухаррама), пост Арафа (9-ый день месяца Зуль-Хиджа), три дня в середине каждого месяца, пост по понедельникам и четвергам, шесть дней месяца Шаваль, соблюдение поста многих дней месяцев Мухаррам и Ша’бан.

8. Дни, в которые нельзя поститься.

  1. Нельзя выделять пятницу для поста. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не выделяйте пятницу для поста среди прочих дней, кроме как если этот день (пятница) не совпадёт с постом одного из вас». [43] Также сообщается со слов Джувайрийи бинт аль-Харис (да будет доволен ею Аллах) что однажды пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пришёл к ней в пятницу, когда она постилась, и спросил её: «Постилась ли ты вчера?» Она сказала: «Нет». Он спросил: «Намереваешься ли ты поститься завтра?» Она сказала: «Нет», (после чего) он велел: «Тогда прекращай пост».[44]
  2. Также существует запрет на выделение субботы для поста. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не поститесь в субботу, если только Аллах не вменил вам в обязанность».[45] (т.е. пост в субботу совпал с обязательным постом).
  3. Постоянный, непрерывный пост в течение всей жизни.
  4. «Уисаль» — непрерывный пост в течение нескольких дней без разговения.
  5. Запрещается поститься в два праздничных дня (праздник разговения и праздник жертвоприношения), а также в дни ташрика, а именно одиннадцатое, двенадцатое и тринадцатое числа месяца Зуль-Хиджа, т.к. это дни еды, питья и поминания Аллаха. Однако разрешается поститься в дни ташрика в долине Мина тем, кто не смог принести в жертву животное.

9. Определение наступления месяца Рамадан.

Наступление месяца Рамадан определяется либо появлением молодого месяца, либо по расчету тридцати дней для предыдущего месяца Ша’бан. Поэтому, если кто-то увидел молодой месяц или же ему сообщил человек, внушающий доверие, что месяц наступил, то он должен поститься.

Что касается определения появления молодого месяца с помощью математических и астрономических расчётов, то это является нововедением в религии (бидаат), т.к. есть хадис, явно указывающий на то, как определяется наступление месяца: «Не начинайте поститься, пока не увидите молодой месяц, и не разговляйтесь, пока не увидите его снова». Также, если совершеннолетний, разумный мусульманин, которому можно доверять, сообщил об увиденном молодом месяце, то мусульмане начинают поститься на основе этой информации.

Продолжение следует…

Мухаммад бин Салих аль-Мунаджид
Перевод: М. Вахитов
Для сайта «Почему Ислам?»
www.whyislam.to

  • [1] Сура «Аз-Зарийят», 56.
  • [2] Сура «Аль-Бакара», 183.
  • [3] Сура «Аль-Бакара», 184.
  • [4] Сура «Аль-Бакара», 185.
  • [5] Сура «Аль-Бакара», 184.
  • [6] Сура «Аль-Бакара», 185.
  • [7] Сура «Аль-Бакара», 183.
  • [8] Привёл Аль-Бухари («Фатх аль-Бари», 1/49).
  • [9] «Сахих ат-таргыйб», 1/420.
  • [10] Имеется в виду, что показуха может войти во все поклонения человека , кроме поста, как об этом сказал имам Ахмад.
  • [11] Аль-Бухари, 1904 («Фатх аль-Бари»), «Сахих ат-таргыйб», 1/407. Это не означает, что человек совершает  другие виды поклонения, помимо поста, только для себя. Имеется в виду, что он может преследовать какие-либо мирские выгоды от них. Однако если он будет совершать их исключительно ради Аллаха, то также получит вознаграждение от Всевышнего Аллаха.
  • [12] Об этом приводится в «Сунан ан-Насаи», (4/165), а также в «Сахих ат-таргыйб», 1/413.
  • [13] Об этом приводится у Аль-Байхакый, (3/345), также этот хадис приводится в «Ас-сильсиля ас-сахиха», (1797).
  • [14] Муслим, (2/807).
  • [15] Привёл Ахмад, (2/174), Аль-Хайсами назвал цепочку передатчиков хорошей в «Аль-маджма’», (3/181). Также этот хадис приводится в «Сахих ат-таргыйб», 1/411.
  • [16] Муслим, (2/807).
  • [17] Привёл Ахмад, (2/402), также этот хадис приводится в «Сахих ат-таргыйб», 1/411 и в «Сахих аль-джами’», (3880).
  • [18] Муслим, (2/808). Слова: «отдалит его лицо от огня на расстояние семидесяти лет» означают преувеличение в повествовании об отдаленности и избавлении от огня. (См. «Икмалуль му’лим шарх Сахих Муслим», Аль-Кадый ‘Ийяд).
  • [19] Привёл Ахмад, (5/391). Также этот хадис приводится в «Сахих ат-таргыйб», 1/412.
  • [20] Аль-Бухари (1797) в «Фатх аль-Бари».
  • [21] Аль-Бухари (3277) в «Фатх аль-Бари».
  • [22] Привёл Ахмад, (5/280). Также этот хадис приводится в «Сахих ат-таргыйб», 1/421.
  • [23] Аль-Бухари (37) в «Фатх аль-Барий».
  • [24] Привёл Ахмад, (5/256). Также этот хадис приводится в «Сахих ат-таргыйб», 1/419.
  • [25] Сухур — прием пищи перед рассветом с намерением исполнить пост в предстоящий день, при этом надо помнить, что сухур желательно делать не заранее, а именно вплоть до первых признаков рассвета.
  • [26] Аль-Бухари (4/139) в «Фатх аль-Барий».
  • [27] Привёл Абу Дауд, (2345). Также этот хадис приводится в «Сахих ат-таргыйб», 1/448.
  • [28] Ифтар – разговение, вечерний прием пищи, проводится после заката солнца.
  • [29] Аль-Бухари (4/198) в «Фатх аль-Барий».
  • [30] Привёл Ат-Тирмизи, (3/79), который сказал, что хадис хороший, малоизвестный. Шейх Аль-Альбани назвал хадис достоверным в книге «Ируа аль-‘галиль», (922).
  • [31] Привёл Абу Дауд, (2/765), Ад-Даракутни назвал цепочку передатчиков хорошей, (2/185).
  • [32] Аль-Бухари (1904) в «Фатх аль-Барий».
  • [33] Аль-Бухари (1903) в «Фатх аль-Барий».
  • [34] Привёл Ибн Маджа, (1/539). Также этот хадис приводится в «Сахих ат-таргыйб», 1/453.
  • [35] Аль-Бухари (1894) в «Фатх аль-Барий».
  • [36] Привёл Ат-Тирмизи, (2380). Хадис хороший, достоверный.
  • [37] Аль-Бухари (6) в «Фатх аль-Бари».
  • [38] Привёли Ахмад, (5/343), Ибн Хузейма, (2137), шейх Аль-Альбани назвал хадис хорошим по причине других хадисов.
  • [39] Привёл Ат-Тирмизи, (3/171). Также этот хадис приводится в «Сахих ат-таргыйб», 1/451.
  • [40] «Аль-Ихтиярат аль-фикхийя», стр. 109.
  • [41] Привёл Ан-Насаи, (4/129). Также этот хадис приводится в «Сахих ат-таргыйб», 1/490.
  • [42] Зыхар – клятва мужчины, в которой он говорит своей жене, что она для него как мать, имея в виду, что он больше не будет иметь с ней интимной близости.
  • [43] Муслим,  1144-(148)
  • [44] Аль-Бухари (1986) в «Фатх аль-Барий».
  • [45] Привёл Ат-Тирмизи, (3/111), хадис хороший. Имеется в виду выделять субботу без повода. Причиной нежелательности поста в этот день является возвеличивание этого дня иудеями.

Оставить комментарий