Успех никаха – в начале пути

Успех никаха – в начале пути

Хвала Аллаху Господу миров, который ниспослал священный Коран, и установил для людей самые лучшие законы.

Мир и благословение пророку Мухаммаду последнему посланнику Аллаха, который обучил людей всему, в чём заключена для них польза, и предостерёг от того, что ведёт их к погибели.

Дорогие братья и сёстры Всевышний Аллах сказал:

هُوَ الَّذِي خَلَقَكُم مِّن نَّفْسٍ وَاحِدَةٍ
وَجَعَلَ مِنْهَا زَوْجَهَا لِيَسْكُنَ إِلَيْهَا

«Он — Тот, Кто сотворил вас из одного человека, и создал из него супругу, чтобы он нашёл в ней покой»[1].

Заключение супружеского союза (никах) – это закон, призванный урегулировать семейную и общественную жизнь людей на земле, и принести покой в совместную жизнь мужчины и женщины.

Никах – это закон, который нацелен на оберегание чести и достоинства, сохранение родословных линий и происхождения. Никах призван охранять нравы людей, семьи, а следовательно и всего общества.

Без никаха, без законного супружеского союза, не возможно  существование высоконравственного человеческого общества. Насколько благоприятным будет состояние семьи, ровно настолько же будет успешным и состояние общества.

Брачный союз (никах) это серьёзный договор, соблюдение которого важная и ответственная задача.

Обращаясь к мужьям в священном Коране, Аллах запретил им забирать у своих жён что-либо из брачных подарков (махра), и сказал:

وَكَيْفَ تَأْخُذُونَهُ وَقَدْ أَفْضَىٰ بَعْضُكُمْ إِلَىٰ بَعْضٍ
وَأَخَذْنَ مِنكُم مِّيثَاقًا غَلِيظًا

«Как вы можете отобрать это, если между вами была близость, и если они взяли с вас суровый договор?»[2]

Аллах назвал никах «суровым договором». Потому что никах это большая ответственность, и о нём будут спрошены все, и мужья, и жёны, и все те, кто играл какую-либо роль, в укреплении или в ослаблении семейных уз.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

أَحَقُّ الشُّرُوطِ أَنْ تُوفُوا بِهِ مَا اسْتَحْلَلْتُمْ بِهِ الفُرُوجَ

«Самыми обязательными для исполнения условиями являются те условия, через которые вы сделали дозволенными лона [ваших супруг]»[3].

Это значит, что все условия, поставленные во время никаха обеими сторонами, должны выполняться неукоснительно. И нет никакого вида договоров более сурового и ответственного, чем договор никаха.

Напоминание

Что меня заставляет напоминать об этом, не смотря на большое количество материала и лекций на данную тему?

Во-первых, это слово Аллаха, который сказал:

وَذَكِّرْ فَإِنَّ الذِّكْرَىٰ تَنفَعُ الْمُؤْمِنِينَ

«И напоминай, ибо напоминание приносит пользу верующим»[4].

Во-вторых, это явно растущее число разводов, даже среди мусульман.

Причин этому много: невежество, отсутствие терпения, слабый иман, низкая нравственность, моральная неустойчивость, неправильное поведение окружающих, и многое другое.

Я хотел бы обратить  ваше внимание на то, что всё чаще и чаще мы видим признаки несерьёзного отношения к супружеской жизни уже на самом первом этапе, во время заключения никаха.

Это выражается в том, что сам процесс проведения свадебных мероприятий для никаха, нередко оказывается за бортом событий.

Простота хуже воровства

Среди некоторых молодых людей появилась тенденция делать всё, так сказать «по-быстренькому», «без возни». Они задаются вопросом: «Зачем знакомиться с родителями, если они кяфиры?» «Зачем знакомить родственников, если они джахили?» «Зачем накрывать стол, только лишний исраф?»

Они говорят: «Ислам религия лёгкости. В Исламе всё быстро и просто».

Как результат такие простаки, просто женятся, и потом ещё проще разводятся.

Да, Ислам это религия лёгкости, но в первую очередь это религия порядка и закона, религия соблюдения прав и выполнения своих обязанностей.

И только после этого, кто придерживается порядка, соблюдает права других людей, и выполняет свои обязанности, тому будет дана лёгкость.

Online-никах

Как часто мы слышим вопросы про те или иные формы женитьбы по онлайн связи, по телефону, через «WhatsApp» или «Telegram». Иногда доходит до того, что жених находится в одном городе, невеста в другом, а опекун (валий) в третьем.

Да, в каких-то исключительных случаях (тюрьма и т.п.),  это приемлемо, но зачастую это просто заведомо несерьёзное отношение к такому важному жизненному шагу, как никах. Зачем торопиться с дистанционным никахом, если мужчина и женщина все равно не могут быть близки? Почему нельзя дождаться приезда опекуна, организовать встречу, и сделать всё красиво, как это принято?

Ночной странник

Иногда люди звонят имаму мечети в тёмное время суток: «Надо срочно жениться, прочитайте никах».

Срочно, а то что?! Что случится до следующего дня? Неужели нельзя столь знаменательный день сделать красивым, запоминающимся, основательным? Субхана-Ллах! Дай Аллах наставления нашим молодым людям.

Ведь каким будет начало, таким, скорее всего, будет и продолжение.

Да, никах ночью является действительным и не запрещён, с этим никто не спорит. Точно также намаз человека в костюме клоуна тоже будет действительным, но разве кто-то позволит себе прийти в таком виде в мечеть?

У каждой вещи есть свой правильный, принятый обществом подход, и Ислам не отменяет традиции, правила поведения, и приличия принятые в народе, если они не противоречат законам Шариата.

Свадебное угощение

Также имеет место пренебрежительное отношение со стороны некоторых женихов к вопросу организации праздничных мероприятий. И снова очевидно желание всё упростить, и не утруждать себя дополнительными расходами. Но ведь мы не каждый день женимся, а пригласить гостей, и создать атмосферу радости и веселья это является Сунной пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и обычаем, принятым у наших народов.

Сообщается, что когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) узнал о том, что его сподвижник Абдур-Рахман ибн Ауф женился, то сказал ему:

أَوْلِمْ وَلَوْ بِشَاةٍ

«Сделай угощение, хотя бы одной овцой»[5].

Проведение свадебных мероприятий, собирание гостей и угощение людей в связи с этим событием, является причиной благословения, потому что это соблюдение пророческой Сунны. Также это служит объявлением о никахе, и дополнительным закреплением законности отношений между мужчиной и женщиной. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

فَصْلُ مَا بَيْنَ الحَلَالِ وَ الحَرامِ: الدُّفُّ وَ الصَّوْتُ فِي النِّكَاحِ

«Различение между дозволенным и запретным – это  бубен, и звук свадебного торжества»[6].

Свадьбы не должны проходить тайно, скрытно, под покровом темноты и неясности. Никах должен быть открытым, честным, явным и известным. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

أَعْلِنُوا هَذَا النِّكَاحَ، وَاجْعَلُوهُ فِي الْمَسَاجِدِ، وَاضْرِبُوا عَلَيْهِ بِالدُّفُوفِ

«Объявляйте о никахе, проводите его в мечетях, и бейте о нём в бубны»[7].

Так велит нам наша религия, о никахе надо объявлять, заявлять о нём повсеместно, угощать людей и приносить им радость.

Кто должен проводить праздничные мероприятия?

Конечно же, главным организатором, всех мероприятий является жених и его семья. Ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал Абдур-Рахману ибн Ауфу: «Сделай угощение, хотя бы одной овцой», он не сказал «Пусть это сделает твоя жена».

При этом помощь семьи невесты не возбраняется, но это лишь помощь. Бразды правления в семье в руках мужа, и дело заботы о домочадцах на его плечах, а значит это в основном его ответственность. Женщина же должна быть верным и преданным помощником своему мужу на этом пути. Муж умело организует, а жена усердно помогает.

Если жених не делает этого, не объявляет о никахе, не приглашает гостей, родственников, друзей, не накрывает стол, то это уже может характеризовать его несерьёзное отношение к никаху. В лучшем случае это говорит о неумении и нежелании заниматься организационными делами, что также даёт представление о личностных качествах мужчины.

О полигамных никахах, и говорить не приходится, на таких свадьбах вообще мало, кто присутствовал. Большинство никахов данного типа совершаются под покровом тайны, вдали от посторонних глаз. Но все должны понимать, что это уже первый шаг к несправедливости в самом начале пути. А несправедливым людям многожёнство запрещено, ведь Аллаха сказал: «Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной».

Брат мусульманин, проведи для второй жены свадьбу, которая хотя бы отчасти напоминала бы ту, что ты провёл для первой. Если же нет, то возможно это будет зачтено, как несправедливость с твоей стороны, и станет началом конца данной семьи.

Конечно, чрезмерные и ненужные расходы не одобряются Исламом, но чрезмерность (исраф) плоха как в сторону лишних расходов, так и в сторону недостаточных расходов. Во всём должен соблюдаться принцип золотой середины, принцип взвешенности.

Мусульманин должен выполнять свои обязанности по мере возможности и достатка, но выполнять он их должен.

Махр

Ещё одним признаком несерьёзного отношения к никаху, является пренебрежение к такому закону Шариата, как выплата невесте махра. Аллах сказал:

وَآتُوا النِّسَاءَ صَدُقَاتِهِنَّ نِحْلَةً

«Давайте женщинам их брачный дар обязательно и от чистой души»[8].

В чем может выражаться пренебрежение махром?

В трёх аспектах:

Во-первых, в его полном отсутствии.

Иногда женщины отказываются от махра полностью, желая проявить свою скромность, или показаться таковой. Если жених не имеет самоуважения, то такому обстоятельству он будет только рад.

Запомните, мусульмане и мусульманки: махр это не прихоть невесты или её родителей, махр – это религиозная обязанность (ваджиб).

Если женщина настолько скромна, то пусть откажется и от содержания со стороны мужа, тогда бездельник обрадуется ещё больше, но ведь этого никто не сделает. Махр это право жены, и обязанность мужа, предписанные Аллахом, и должны быть исполнены.

Во-вторых, в его формальности.

Это когда махр делается совсем незначительным для человека, у которого есть возможность сделать его приличным. Поэтому махр уместно делать такой, какой подобает экономическому благосостоянию жениха, и соответствующему уровню невесты.

Если жених совсем беден, и невеста на его уровне, то махр может быть незначительным по цене, или формальным, как например недорогое серебряное колечко, или свиток Корана. Но если мужчина в достатке, то ему следует дать махр  соответствующий его экономическому благополучию.

Суть махра не в том, чтобы создать для женщины некую подушку безопасности на случай развода. Махр это подарок, и знак почтения к семье невесты, и к ней самой, а также это признак дееспособности мужчины, и его самоуважения. Махр говорит о том, что мужчина действительно умеет скопить, добиться своей цели, способен зарабатывать и обеспечивать семью. Отсутствие махра или его никчёмность, конечно же, говорит об обратном.

Скажу, что было бы не плохо, если бы махр соответствовал, хотя бы одной месячной зарплате мужа. К тому же сам мужчина не должен считать это каким-то обременением и затруднением для себя. Ведь не каждый день женимся, хоть будет что запомнить. Полагаю, что самоуважение и здравые амбиции мусульманина должны побуждать его к тому, чтобы махр, который он даёт будущей матери своих детей, был достойным, красивым и существенным. Махр это не нужда невесты, махр это лицо мужа.

В-третьих, махр в долг. Сколько раз мы слышали истории про невыплаченные долговые махры?! Лично я, как имам мечети, пообещал себе, что никогда больше не стану читать никах, если выплата махра назначена «на потом».

Если жених серьёзный человек, то он не станет поступать так несерьёзно в столь ответственный момент. Выдача махра уже заведомо обязывает и нагружает мужчину на первом этапе. И это не даёт возможности сомнительным личностям, и разного рода мошенникам, играться с судьбами ничего не подозревающих женщин.

Если по какой-то причине у жениха не оказалось денег на махр к моменту никаха, то нет ничего плохого в том, что он возьмёт в долг у своих друзей или родственников, но не следует жениться на женщине,  обещая ей выплатить махр потом. Это очень не красиво, и сразу же характеризует жениха, как ненадёжного проходимца, который хочет «интересно провести время» без лишних затрат.

Дорогие братья и сёстры, никах слишком важный шаг в жизни человека, и делая его, совсем неуместно проявлять небрежность или поступать поспешно.

И вот несколько советов, которые надо выполнить перед никахом:

1) Дуа. Прежде, чем жениться или выйти замуж, многократно обращайтесь к Аллаху с молитвой, чтобы Он дал вам в пару человека праведного богобоязненного, который будет соблюдать ваши права и выполнять свои обязанности, который будет любить вас, а вы полюбите его. Аллах сказал:

وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ  أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ

«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне»[9].

2) Знание. Приобретайте знания об Исламе в целом, и о правилах семейной жизни в частности, знание будет хранить вас с соизволения Аллаха. Читайте книги, слушайте лекции на данную тему. Тот же кто пренебрежёт исламскими знаниями, пусть потом не винит никого кроме себя. Аллах сказал:

قُلْ هَلْ يَسْتَوِي الَّذِينَ يَعْلَمُونَ وَالَّذِينَ لَا يَعْلَمُونَ
إِنَّمَا يَتَذَكَّرُ أُولُو الْأَلْبَابِ

«Скажи: ”Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?“. Воистину, поминают назидание только обладающие разумом»[10].

3) Терпение и добрый нрав. Работайте над самосовершенствованием на этом направлении. Это те качества, которые любит Аллах, и которыми человек достигает благополучия в обоих мирах. Кто обладает такими качествами, достоин того, чтобы получить для себя мужа или жену с подобными характеристиками, как сказал Аллах:

 

الْخَبِيثَاتُ لِلْخَبِيثِينَ وَالْخَبِيثُونَ لِلْخَبِيثَاتِ
وَالطَّيِّبَاتُ لِلطَّيِّبِينَ وَالطَّيِّبُونَ لِلطَّيِّبَاتِ

«Скверные женщины — для скверных мужчин, а скверные мужчины — для скверных женщин, и хорошие женщины — для хороших мужчин, а хорошие мужчины — для хороших женщин»[11].

4) Советуйтесь и узнавайте. Перед никахом не ограничивайтесь только советами и уговорами ваших близких друзей / подруг, которые хотят осчастливить вас одним «хорошим человеком».

Советуйтесь и узнавайте, расспрашивайте, выуживайте информацию из близких и далёких источников о вашем претенденте, о его родителях, родственниках, образе жизни, образовании, обо всём, о чём получится узнать.

Вопросы в данной сфере не являются сплетнями, если вы действительно делаете это с реальным намерением жениться или выйти замуж.

Говоря о качествах настоящих верующих мусульман, Аллах сказал:

وَالَّذِينَ اسْتَجَابُوا لِرَبِّهِمْ وَأَقَامُوا الصَّلَاةَ وَأَمْرُهُمْ شُورَىٰ

«[Это те,] которые отвечают своему Господу, совершают намаз, и совещаются между собой о делах»[12].

5) Задавайте все интересующие вас вопросы. Делайте это заранее, соблюдая этикет, и добрые манеры. Делайте это корректно, не как следователь на допросе, иначе это оттолкнёт от вас людей. Но важные для вас темы следует озвучить и проговорить без лишнего стеснения. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

فَإِنَّمَا شِفَاءُ العَيِّ السُّؤَالُ

«Исцелением незнания является вопрос»[13].

Надеюсь, что эти советы будут вам полезны, и помогут в создании благополучной, крепкой и благословенной мусульманской семьи.

В завершении восхваляем Всевышнего Аллаха за все его дары и милости к нам. Просим Его наставить нас и наши семьи, благословить нас и хранить нас. Просим Аллаха (Велик Он и Славен) дать нам в наших семьях усладу для глаз, и сделать нас примером для богобоязненных.

 

Абу Ясин Руслан Маликов
для сайта «Почему Ислам?» — www.whyislam.to

 

[1] Коран 7:189.

[2] Коран 4:21.

[3] «Сахих аль-Бухари» (2721).

[4] Коран 51:55.

[5] Хадис привели аль-Бухари (5153), Муслим (1427).

[6] Хадис привели ат-Тирмизи (1088), ан-Насаи (3369), Ибн Маджа (1896), Ахмад (15451). Хадис достоверный (сахих).

[7] Хадис привели ат-Тирмизи (1089), аль-Байхакы (15095).

[8] Коран 4:4.

[9] Коран 2:186.

[10] Коран 39:9.

[11] Коран 24:26.

[12] Коран 42:38.

[13] Хадис привели Абу Дауд (336), ад-Даракутни (1/189), аль-Байхакы (1115), аль-Альбани назвал его достоверным (сахих).

 

Еще

Прощай, и Аллах тебя не забудет

В жизни Абу Бакра произошла история, которая была уроком прощения для него самого, и стала образцом прощения для всех мусульман после него.

1 коммент.

  1. Ассаламу алайкум ва раҳматуЛлаҳи ва баракатуҳ.
    баракаЛлах1у фийкум. очень полезная статья.
    есть просьба. пожалуйста напишите далилов(источников) сразу в лекциях без нумерации, а не в конце.