Исправление и призыв

Абу Бакр ас–Сиддик (да будет им доволен Аллах) сказал:

إِذَا عَمِلَ قَوْمٌ بِالمَعَاصِي بَيْنَ ظَهَرَانِيْ قَوْمٍ هُمْ أَعَزُّ مِنْهُمْ
 فَلَمْ يُغَيِّرُوهُ عَلَيْهُمْ، أَنْزَلَ اللهُ عَلَيْهُمْ بَلَاءً، ثُمَّ لَمْ يَنْزِعْهُ مِنْهُمْ

«Если какие то люди станут делать грехи на виду у других людей, которые сильнее, и если те, кто сильнее не станут изменять того, что делают грешники, то Аллах низведёт на (всех них) бедствие, а затем не отведёт от них той беды»[1].

 

Также в одной из своих проповедей Абу Бакр ас-Сиддик восхвалил Аллаха и прославил Его, а затем сказал:

«О, люди, вы читаете этот аят, но ставите его не на своё место. Аллах сказал:

عَلَيْكُمْ أَنفُسَكُمْ  لَا يَضُرُّكُم مَّن ضَلَّ إِذَا اهْتَدَيْتُمْ

”Позаботьтесь о себе. Если вы последовали прямым путём, то вам не причинит вреда тот, кто впал в заблуждение“.

Я слышал, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил:

إِنَّ النَّاس إِذا رَأَوُا الظَّالِمَ فَلَم يَأْخُذُوا عَلَى يَدَيْهِ
أَوْشَكَ أَنْ يَعُمَّهُمُ اللهُ بِعِقَابٍ مِنْهُ

«Если люди увидят несправедливого человека и не схватят его за руку, то вскоре Аллах низведёт своё наказание на всех этих людей»[2].

В этих двух наставлениях Абу Бакр напомнил мусульманам об их общественной обязанности, что все они ответственны за то, что происходит в этой Умме. Множество аятов Корана и хадисов пророческой Сунны говорят нам о необходимости призыва к добру и удержанию от зла. Аллах (Велик Он и Славен) сказал в священном Коране:

لُعِنَ الَّذِينَ كَفَرُوا مِن بَنِي إِسْرَائِيلَ عَلَىٰ لِسَانِ دَاوُودَ وَعِيسَى ابْنِ مَرْيَمَ  ذَٰلِكَ بِمَا عَصَوا وَّكَانُوا يَعْتَدُونَ * كَانُوا لَا يَتَنَاهَوْنَ عَن مُّنكَرٍ فَعَلُوهُ  لَبِئْسَ مَا كَانُوا يَفْعَلُونَ

«Были прокляты неверующие из племени Исраиля, они были прокляты устами Дауда и Исы сына Марьям. Ибо они ослушались и преступали границы дозволенного.

Они не удерживали друг друга от грешных дел, которые они совершали. Как же скверно было то, что они делали!»[3]

Каждый, кого Аллах наделил силой и влиянием должен знать, что это не только дар, которым его наделил Всевышний Аллах, но и большая ответственность, которая на него возложена.

Если сильные и способные не станут удерживать грешников от греха, полагая, что не несут ответственности за то, что совершают другие, то они глубоко заблуждаются. Потому что кара Всевышнего падает на всех, и на тех, кто открыто грешил, и на тех, кто проходил мимо греха с холодным сердцем, считая, что это не его дело.

Сподвижник Хузейфа ибн аль-Яман рассказал хадис, подтверждающий слова Абу Бакра, в этом хадисе сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

والَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ، لَتَأْمُرُنَّ بالْمَعْرُوفِ، ولَتَنْهَوُنَّ عَنِ المُنْكَرِ، أَوْ لَيُوشِكَنَّ اللَّه أَنْ يَبْعَثَ عَلَيْكُمْ عِقَابًا مِنْهُ، ثُمَّ تَدْعُونَهُ فَلا يُسْتَجابُ لَكُمْ

«Клянусь Аллахом, в руке которого моя душа, вы должны непременно призывать к праведным делам, и удерживать от грехов, а иначе [если вы не станете исполнять этого, то] в скором времени Аллах нашлёт на вас Своё наказание, и затем вы будете просить Его, но вам не будет отвечено»[4].

В бедственном положении любого народа ответственны не только грешники и злодеи, но и те кто, имея возможность их остановить, не делал этого, либо из-за трусости и малодушия, либо из-за боязни потерять часть своего авторитета, лишиться почётного статуса и уважения, либо из-за нежелания потерять последователей и друзей, либо из-за страха прослыть занудой, либо по какой-то другой причине.

Уважаемые влиятельные люди общества, учёные и лидеры, родители и воспитатели, учителя и наставники, авторитеты и предводители, все они должны останавливать грехи там где у них есть возможность, и не бояться потерять своего статуса перед людьми, ведь этот статус дан им только для того, чтобы они исполняли волю Аллаха на земле.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) привёл прекрасный и доходчивый пример того, насколько важно исправление общества, насколько важен в Исламе принцип призыва к одобряемому, и удержания от порицаемого и насколько опасно пренебрежение этим принципом. Сообщается со слов ан-Нугмана ибн Башира, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَثَلُ الْقَائِمِ عَلَى حُدُودِ اللَّهِ وَالْوَاقِعِ فِيهَا؛ كَمَثَلِ قَوْمٍ اسْتَهَمُوا عَلَى سَفِينَةٍ، فَأَصَابَ بَعْضُهُمْ أَعْلَاهَا، وَبَعْضُهُمْ أَسْفَلَهَا، فَكَانَ الَّذِينَ فِي أَسْفَلِهَا إِذَا اسْتَقَوْا مِن الْمَاءِ مَرُّوا عَلَى مَنْ فَوْقَهُمْ، فَقَالُوا: لَوْ أَنَّا خَرَقْنَا فِي نَصِيبِنَا خَرْقًا وَلَمْ نُؤْذِ مَنْ فَوْقَنَا، فَإِنْ يَتْرُكُوهُمْ وَمَا أَرَادُوا هَلَكُوا جَمِيعًا، وَإِنْ أَخَذُوا عَلَى أَيْدِيهِمْ نَجَوْا وَنَجَوْا جَمِيعًا

«Те, кто соблюдает границы Аллаха, и те, кто нарушают их, подобны людям, которые бросили жребий на корабле. Одним из них выпала доля быть на палубе наверху, а другим доля быть в трюме внизу.

Когда те, которые были в трюме, хотели набрать воды, то проходили мимо тех, кто находился наверху. Тогда люди в трюме сказали: «Вот бы нам сделать дырку там, где нам выпало находиться! И нам не пришлось бы тревожить тех, кто на палубе».

Тогда, если люди на палубе оставят в покое тех, кто в трюме, и дадут им возможность осуществить задуманное, то погибнут все вместе, а если схватят их за руки и остановят, то спасутся все вместе».[5]

Как же мы нуждаемся в этих мудрых наставлениях! Как важны для нас уроки Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и советы его сподвижников, таких как Абу Бакр и других! Как важно нам научиться исправлять ошибки наших близких, наших детей, наших семей, и тех на кого мы можем оказывать влияние.

Каждый мусульманин обязан помнить свой долг перед общиной Ислама, дабы мы спаслись вместе, и чтобы мы не погибли, и не утонул корабль нашего общества.

 

Подготовил: Руслан Маликов
для сайта «Почему Ислам?» — www.whyislam.to
на основе материалов из книги
«Мава´ыз ас-Сахаба»
д. Умар ибн Абду-Ллах аль-Мукбиль

 

[1] См.: «Шуаб-уль-Иман» аль-Байхакы (10/50).

[2] Хадис привёл Абу Дауд (4338), также этот хадис привели ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и Ахмад.

[3] Коран (5: 78).

[4] Хадис привёл ат-Тирмизи (2169).

[5] Хадис привёл аль-Бухари (2493).

Еще

Умные и глупые, сильные и слабые

Умные и глупые, сильные и слабые

Несколько высказываний Абу Бакра, в которых он пояснил нам, кого из людей можно считать по-настоящему умным, а кто является глупцом.