Фетвы больших ученых о Рамадане. Часть 12

Является ли полное омовение условием для соблюдения поста после месячных, возмещение поста за умершего родственника, нужно ли женщине воздерживаться от питья и еды в оставшийся день, если месячные прекратились в течение дня, послеродовые кровотечения в Рамадане, кормление грудью во время Рамадана, болезненное кровотечение (истихада).

Фетвы больших ученых о Рамадане. Часть 12

 

Является ли полное омовение условием для соблюдения поста после месячных?
Фетва № 15847

Вопрос: Известно, что месячные нарушают пост. Если у женщины прекращаются месячные, то после совершения полного омовения её пост считается действительным. Что касается пропущенных дней поста, то она в дальнейшим возмещает их.

После того как у женщины прекратились месячные, она совершила полное омовение. Однако после омовения возобновились месячные и продолжались ещё один день. И когда прекратились месячные, ей надо было совершить полное омовение, однако, она не сделала этого. Таким образом, эта женщина постилась шесть дней, не совершив полного омовения. Считается ли правильным её пост в эти шесть дней или нет? Если её пост недействителен по той причине, что она не совершила полное омовение, то расценивается ли этот поступок, как преднамеренное нарушение поста? При этом необходимо учитывать, что у неё не было намерения преднамеренно нарушать пост. И если её поступок считается преднамеренным нарушением поста, а сама эта женщина бедна, то нужно ли ей поститься два месяца подряд за один день в качестве искупления? Ведь у неё не один день такой, а целых шесть?

Ответ: Женщина, у которой были месячные должна совершить полное омовение только после того, как полностью прекратятся кровотечения. Таким образом, не должно оставаться каких-либо выделений, связанных с менструацией. Поэтому, если женщина, не удостоверившись в окончательной чистоте, совершила полное омовение, и затем у неё возобновились кровотечения, то это считается продолжением месячных. При этом общее количество дней, в которых происходили выделения, не должно превышать пятнадцать дней. Поэтому полное омовение, указанное в вопросе, было совершено неправильно. А тот день, в котором у неё возобновились кровотечения, считается месячными. Соответственно, ей необходимо совершить полное омовение только после окончательного прекращения менструального цикла.

Что касается поста, который она соблюдала после полного прекращения кровотечений, то он считается действительным, если даже она не совершила омовения после месячных. Дело в том, что для соблюдения поста необязательно совершать полное омовение. Полное омовение является условием именно для намаза. Поэтому эта женщина должна возместить все намазы, которые она пропустила в течение этих дней.

Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье![1]

Возмещение поста за умершего родственника
Шестой вопрос из фетвы № 18637

Вопрос: Суть длинного вопроса: бабушка человека пропускала некоторые дни поста по причине месячных и болезни, а по незнанию она не возмещала пропущенные дни. Узнала о религиозном положении этого вопроса уже в старости, когда была не в состоянии поститься. Она так и умерла, не возместив пропущенные дни. Теперь этот человек спрашивает: если внук будет поститься от её имени, то засчитается ли его пост за бабушку? При этом он будет намереваться, чтобы награда за его пост помогла ей. Кроме того, зачтётся ли искупление за её пропущенные дни? При этом расчёт пропущенных дней приблизительный.

Ответ: Если вы точно знаете, что ваша мать не возмещала пост за пропущенные дни, как, например, она сообщила вам об этом в преклонном возрасте, то вы можете возмещать за неё пост. При этом, вы должны постараться узнать количество пропущенных дней. Кроме того, вы должны за каждый день поста, который не был возмещён ею в течение года до следующего Рамадана, накормить бедняка размером в полтора килограмма продуктами питания вашей страны. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если за умершим человеком остался пост, то за него постится его родственник».[2]

Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье![3]

Нужно ли женщине воздерживаться от питья и еды в оставшийся день, если месячные прекратились в течение дня?
Первый вопрос из фетвы № 18859

Вопрос: Если у женщины прекратились месячные после утреннего или обеденного намаза, нужно ли ей воздерживаться от еды и питья или можно не поститься? Ведь, как известно, пост бывает с появления утренней зари и до захода солнца.

Ответ: Если у женщины прекратились месячные после того, как начался пост в начале дня или в середине, или в конце, то ей необходимо воздержаться от еды и питья в оставшийся день. Ведь Всевышний сказал: «…Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься…» (сура «Корова», 185). Кроме того, она воздерживается от еды, питья и всего, что нарушает пост, из проявления почтения к этому месяцу. И это почтение распространяется в отношении тех, для кого пост является обязательным. А эта женщина по причине прекращения месячных, препятствовавших соблюдению поста, стала из числа тех, для кого пост стал обязательным. Также она должна возместить этот день, потому что она не постилась в течение него. Пост части дня не засчитывается за целый день. Ведь Всевышний Аллах сказал: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи…» (сура «Корова», 187).

Кроме того, эта женщина обязана сделать полное омовение для совершения обязательных намазов.

Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье![4]

Послеродовые кровотечения в Рамадане
Первый вопрос из фетвы № 19544

Вопрос: Я родила до наступления месяца Рамадан, и у меня прекратились послеродовые кровотечения. Однако во время поста вышли капли крови жёлтого цвета. Это произошло до истечения сорока дней с момента родов. Можно ли мне поститься в такой ситуации или нет?

Ответ: Если у женщины возобновились кровотечения после того, как они прекратились, в течение сорока дней, то правильное мнение, что это считается послеродовыми кровотечениями (нифас). Следовательно, эта женщина не совершает намаз и не постится. Поэтому, после полного прекращения кровотечений, она должна будет возместить те дни, в которых не постилась по причине послеродовых выделений, возобновившихся в течение сорока дней.

Кормление грудью во время Рамадана
Второй вопрос из фетвы № 19544

Вопрос: Наступил месяц Рамадан, а я кормлю грудью свою дочь, которой не исполнилось и месяца, можно ли мне поститься или можно прервать пост?

Ответ: Если женщина, кормящая грудью, боится за себя из-за кормления в течение месяца Рамадан или если боится за своего ребёнка, что из-за поста не сможет кормить его, то ей можно прервать пост и затем возместить пропущенные дни.

Третий вопрос из фетвы № 19544
Болезненное кровотечение (истихада)

Вопрос: По истечении четырёх дней поста у меня начались месячные. После прекращения менструации я совершила полное омовение и начала поститься. Однако периодически происходило выделение в виде нескольких капель, которые затем останавливались. И так в течение всего месяца Рамадан. Что делать в такой ситуации?

Ответ: Если дело действительно обстоит так, как вы об этом упомянули, то эта кровь, которая выделялась после прекращения месячных, не считается менструальной кровью, потому что это выделение непостоянное. Следовательно, вы должны поститься и совершать намаз. При этом вам необходимо делать омовение для каждой текущей молитвы, как это делают женщины, у которых болезненные выделения (истихада), а также люди, страдающие недержанием мочи. И ваш пост в эти дни считается действительным.

Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье![5]

  Перевод Вахитов М.
Для сайта Почему Ислам?
www.whyislam.to
  • [1] Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам (второй сборник), 9/49-50. Члены комитета: Бакр Абу Зейд, Салих Аль-Фаузан, Абдулла ибн Гудайян, Абдуль- ’Азиз Аль Аш-Шейх, Абдуль- ’Азиз ибн Абдулла ибн Баз.
  • [2] «Сахих Аль-Бухари», (1952), «Сахих Муслим», (1147).
  • [3] Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам (второй сборник), 9/54-55. Члены комитета: Бакр Абу Зейд, Салих Аль-Фаузан, Абдулла ибн Гудайян, Абдуль- ’Азиз Аль Аш-Шейх, Абдуль- ’Азиз ибн Абдулла ибн Баз.
  • [4] Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам (второй сборник), 9/59-60. Члены комитета: Бакр Абу Зейд, Салих Аль-Фаузан, Абдулла ибн Гудайян, Абдуль- ’Азиз Аль Аш-Шейх, Абдуль- ’Азиз ибн Абдулла ибн Баз.
  • [5] Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам (второй сборник), 9/61-62. Члены комитета: Бакр Абу Зейд, Салих Аль-Фаузан, Абдуль- ’Азиз Аль Аш-Шейх, Абдуль- ’Азиз ибн Абдулла ибн Баз.

Оставить комментарий