Фетвы больших ученых о Рамадане. Часть 9

Суть поста и когда его начинать, положение того, кто разговляется поздно, можно ли прерывать пост из-за приглашения на трапезу, можно ли поститься без сухура (утреннего приёма пищи), когда можно разговляться, можно ли пить воду во время азана (призыва) на утреннюю молитву?

 Фетвы больших ученых о Рамадане. Часть 9

Суть поста и когда его начинать?
Первый вопрос из фетвы № 14351

Вопрос: Разъясните мне, пожалуйста, суть поста? И является ли пост Сунной или обязателен для всех мусульман? И правильно ли, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) определил время приёма пищи до утренней молитвы сроком, в течение которого можно прочитать 50 аятов, или, как говорят учёные сейчас, за полчаса до намаза? Каково положение того, кто выпил или поел во время азана (призыва) на утренний намаз? Хочу узнать, с какого времени начинается пост: услышав азан или за полчаса до него, или после?

Ответ: Суть поста заключается в прекращении и воздержании от еды, питья и всего того, что нарушает его с того момента, когда начинается время поста. Всевышний Аллах разъяснил в Своей Благословенной Книге, что пост начинается с появления утренней зари. Аллах сказал: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи…» (сура «Корова», 187). И если муаззин (человек, который произносит азан) начал призывать к молитве при появлении утренней зари, то это означает, что утренняя заря появилась. Именно тогда вам необходимо прекратить есть и пить.

Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье![1]

 

Положение того, кто разговляется поздно
Фетва № 18601

Вопрос: Каково положение того, кто разговляется после ночной молитвы (салят ат-тарауих)? При этом такой человек знает положение и религиозный статус своего поступка. Кроме того, во время добровольного поста он также разговляется после ночной молитвы, каково же положение такого поста? Я обращаюсь за наставлением по этому вопросу.

Ответ: Пост заканчивается с закатом солнца, так как Всевышний Аллах сказал: «… а затем поститесь до ночи…» (сура «Корова», 187). Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Постящийся разговляется, когда наступает ночь отсюда, заканчивается день здесь и закатывается солнце».[2] Кроме того, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Люди не лишатся блага пока будут торопиться с разговением».[3]

Только люди, впавшие в нововведения, противоречащие Сунне, запаздывают с разговением после заката солнца, считая это религией. Поэтому, тому, кто поступает таким образом, следует покаяться перед Аллахом.

Однако мусульманин может не разговляться до самого сухура (утреннего приёма пищи), хотя этого лучше не делать. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запрещая «уисаль» (непрерывный пост), сказал: «Если кто-то из вас желает непрерывно поститься, то пусть продолжит пост до сухура (утреннего приёма пищи)».[4]

Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье![5]

 

Можно ли прерывать пост из-за приглашения на трапезу?
Второй вопрос из фетвы № 18771

Вопрос: Если человек постится, и его приглашают на трапезу, может ли он прервать свой пост и покушать там?

Ответ:Обязательный пост нельзя прерывать. Что касается добровольного поста, то у мусульманина есть выбор: если пожелает, то постится до конца, а если хочет, то может прервать его. Однако соблюдение поста до конца лучше. В достоверном хадисе сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-то из вас будет приглашён, то пусть примет приглашение, а если он будет соблюдающим пост, то пусть скажет: “Поистине, я пощусь”».[6] В другой версии хадиса Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если он постится, то пусть оставит (приглашение), а если не постится, то пусть ест».[7]

Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье![8]

 

Можно ли поститься без сухура (утреннего приёма пищи)?
Фетва № 14093

Вопрос: Можно ли поститься без сухура (утреннего приёма пищи)? Да воздаст вам Аллах благом!

Ответ: Постящемуся следует принимать утреннюю пищу (сухур) до восхода утренней зари, потому что эта еда является поддержкой для соблюдения поста. Кроме того, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждал принимать утреннюю пищу, разъяснив, что в сухуре есть благодать. Однако, если человек постился без приёма утренней пищи, то его пост действительный.

Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье![9]

 

Когда можно разговляться?
Третий вопрос из фетвы № 15905

Вопрос: Когда следует разговляться: сразу услышав азан (призыв на вечернюю молитву) или необходимо дождаться, пока му’азин закончит азан?

Ответ: Если постящийся убедился воочию, что солнце зашло, то ему можно разговляться. Также можно начинать разговляться сразу после того, как услышал азан, если му’азин убедился в закате солнца.

 

Можно ли пить воду во время азана (призыва) на утреннюю молитву?
Четвёртый вопрос из фетвы № 15905

Вопрос: Можно ли мне пить воду в то время, как му’азин произносит азан на утренний намаз в Рамадане или нет?

Ответ: Если человек, желающий поститься, убедился воочию в появлении утренней зари, то он должен прекратить [есть и пить]. Также он должен прекратить есть и пить, услышав азан (призыв) му’азина, который произносит азан, убедившись в появлении утренней зари. Всевышний сказал: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной …» (сура «Корова», 187).

Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье![10]

 Перевод Вахитов М.
Для сайта Почему Ислам?
www.whyislam.to

 

  • [1] Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам (второй сборник), 9/23-24. Члены комитета: Абдулла ибн Гудайян, Абдур-Раззак ’Афифи, Абдуль- ’Азиз ибн Абдулла ибн Баз.
  • [2] «Сахих Аль-Бухари», (1954), «Сахих Муслим», (1100).
  • [3] «Сахих Аль-Бухари», (1957), «Сахих Муслим», (1098).
  • [4] «Сахих Аль-Бухари», (1963), «Сунан Абу Дауд», (2361).
  • [5] Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам (второй сборник), 9/24-25. Члены комитета: Бакр Абу Зейд, Салих Аль-Фаузан, Абдулла ибн Гудайян, Абдуль- ’Азиз Аль Аш-Шейх, Абдуль- ’Азиз ибн Абдулла ибн Баз.
  • [6] «Сахих Муслим», (1431), «Сунан Ат-Тирмизи», (780), «Сунан Абу Дауд», (2460) и другие.
  • [7] «Сахих Муслим», (1431), «Сунан Ат-Тирмизи», (780), «Сунан Абу Дауд», (2460) и другие.
  • [8] Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам (второй сборник), 9/25. Члены комитета: Бакр Абу Зейд, Салих Аль-Фаузан, Абдулла ибн Гудайян, Абдуль- ’Азиз Аль Аш-Шейх, Абдуль- ’Азиз ибн Абдулла ибн Баз.
  • [9] Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам (второй сборник), 9/26. Члены комитета: Абдулла ибн Гудайян, Абдур-Раззак ’Афифи, Абдуль- ’Азиз ибн Абдулла ибн Баз.
  • [10] Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам (второй сборник), 9/27-28. Члены комитета: Бакр Абу Зейд, Салих Аль-Фаузан, Абдулла ибн Гудайян, Абдуль- ’Азиз Аль Аш-Шейх, Абдуль- ’Азиз ибн Абдулла ибн Баз.

Оставить комментарий