Потребность людей в посланниках (ч14)

Пророки – посланники Аллаха к своим рабам, которые доводят до них Его приказы, радуют приятной вестью о благах, приготовленных Аллахом для них, если они подчинятся Его приказам, предостерегают от неминуемого наказания, если они будут поступать вопреки Его запретам, рассказывают людям истории предыдущих общин, о наказании и каре постигшей их в этом мире за то, что выступали против велений Господа.

Человек сам не в состоянии постичь эти приказы и запреты. По этой причине Аллах предписал законоположения, вменив людям в обязанность подчинение Его приказам и отказ от Его  запретов. Так Аллах почтил человеческий род, высоко подняв его статус и защитив его интересы. Иногда человек, ведомый своими страстями, преступает границы запретного и посягает на права людей. Потому великой мудростью является то, что Аллах время от времени отправляет к людям своих посланников, которые напоминают им приказы Аллаха и предостерегает от грехов. Они напоминают им истории предшествовавших им людей и так стремятся исправить их. Чудесные истории с удивительным смыслом пробуждают разум, и знания человека увеличиваются, его понимание становится правильным. Кто из людей больше вслушивается, тот больше понимает, а кто больше понимает, тот лучше мыслит. Тот же, кто лучше мыслит, больше знает, а кто больше знает, тот больше и лучше соблюдает. Нет никого, кто заявит о ненужности посланников, и никто не сможет заменить посланников в установлении истины[1].

Видный исламский ученый Ибн Таймийя[2] – да одарит  его Аллах Своей милостью – сказал: «Посланническая миссия крайне необходима для человека в этой и загробной жизни. Подобно тому, как нет ему блага в Последней жизни без следования посланнической миссии, нет ему блага и в этой жизни без следования пророческому учению. Человек вынужден принять шариат (законы Аллаха), ибо он находится меж двух дел: либо он совершает полезное действие, либо то, которое отводит от него зло. Шариат же и есть тот самый свет, указывающий, что принесёт ему пользу, а что вред. Это свет Аллаха на Его земле, Его справедливый суд между людьми и Его крепость, дающая вошедшему в неё безопасность.

Говоря о шариате, не имеется в виду чувственное различение полезного и вредного, ведь даже животные в состоянии различить их между собой. Воистину, осёл или верблюд способны отличить ячмень от песка. Здесь имеется в виду различение дел, приносящих совершившему их вред в этой и Последней жизни, и дел, приносящих ему пользу в этой и Последней жизни. Действительно, необходимо отличать полезные дела: иман (вера), таухид (единобожие), справедливость, благочестие, благодеяние, верность, добродетель, храбрость, знание, терпение, призыв к одобряемому и запрет от порицаемого, поддерживание родственных связей, благое отношение к родителям, хорошее отношение к соседям, соблюдение прав, искреннее отношение в делах, упование на Аллаха, обращение к Нему  за помощью, довольство предопределением Аллаха, покорность Его решению, подтверждение всего, что пришло от Аллаха и Его посланников и  т.п. В противовес этому – всё то, что приносит несчастье и зло в ближней и следующей жизни.

Если бы не посланническая миссия, то человек своим умом не смог бы различить полезное и вредное в его жизни. Потому самым огромным благом и величайшей милостью, которой Аллах одарил своих рабов, является направление к ним посланников, ниспослание книг и разъяснение прямого пути. Если бы не это благо, человек неизбежно опустился бы до уровня животных или оказался в ещё более худшем положении. Те из людей, кто принял послание Аллаха и крепко придерживался его, являются лучшими из творений, а те, кто отвергнул его и отклонился – худшими из них. Статус последних хуже, чем статус собаки и свиньи. Обитатели Земли будут существовать на ней до тех пор, пока религия Аллаха будет присутствовать среди них. Но если след посланников исчезнет на ней, сотрутся указания для их руководства, то Аллах разрушит небеса и землю и установит Судный День.

Потребность обитателей Земли в посланниках не похожа на их потребность в Солнце, Луне, ветре или дожде. Она не похожа на потребность человека в жизни, на потребность глаз в  свете или на потребность тела в еде и питье. Потребность в посланнике сильнее, чем всё это, и больше, чем можно представить. Ведь посланники (да благословит их Аллах и приветствует) посредники между Аллахом и его созданиями, доводящие до них Его приказы и запреты, они послы между Аллахом и Его рабами. Последним из них и господином среди них, самым почитаемым перед своим Господом был Мухаммад (да благословит Аллах их всех и приветствует). Аллах отправил его как милость для миров, довод для праведников и доказательство для всех созданий. Он повелел подчиняться ему, проявлять любовь и почтение к нему, соблюдать его право. Аллах взял обет и клятву со всех пророков, что если Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) будет послан при жизни любого из них, они будут обязаны уверовать в него и следовать за тем, что он принёс, а также повелел им самим взять такой же завет с верующих, которые последуют за ними. Аллах отправил его перед наступлением Часа (конца света), предвещающим верующим о Рае и предостерегающим неверных от Ада, призывающим к Аллаху с Его позволения и светочем, освещающим путь. С ним Он закончил своё послание, посредством него вывел людей из заблуждения к истинному пути, из невежества – к знанию. Благодаря его посланнической миссии открылись невидящие глаза, неслышащие уши и беспечные сердца. Земля осветилась после мрака, объединились разобщённые до этого люди и народы.

Посредством своего пророка Всевышний поднял религию, бывшую в упадке, и осветил истинный путь. Аллах раскрыл его грудь, снял с него ношу, возвеличил его славу, а также предписал унижение и бесчестие тому, кто выступит против него. Аллах отправил Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) спустя промежуток времени после остальных посланников, в то время, когда небесные книги исчезли, слова Аллаха были искажены и законы Господа заменены на другие. Каждый народ опирался на своё несправедливое мнение, выносил решения относительно Аллаха и судил между людьми на основе своих испорченных суждений и причуд.

Посредством своего пророка Аллах наставил свои творения на прямой путь, разъяснил им Свою дорогу, вывел людей из мрака к свету, различил обладателей успеха и ожидающих наказания. Кто последовал его руководству, тот наставлен на истинный путь, а кто отвернулся и враждовал, заблудился. Да благословит Аллах его и всех остальных посланников и пророков! »[3]

Резюмируя сказанное, мы можем изложить потребность человека в посланнической миссии таким образом:

  1.  Человек сотворён, так что он обязан признать своего Создателя и знать, что же его Творец хочет от него, почему Он его создал. Человек самостоятельно не в силах узнать это и у него нет другого способа к постижению этого, кроме как через пророков и посланников, познав то руководство и свет, с которым они пришли.
  2. Человек состоит из тела и души. Если тело питают еда и питьё, то пищу для души установил Тот, Кто сотворил эту душу. Это истинная религия и праведные дела. А пророки и посланники пришли с истинной религией и направляли на праведные дела.
  3. Человек по своей природе религиозен, потому он неизбежно должен придерживаться религии, но эта религия должна быть истинной. К истинной религии нет других путей, кроме как через веру в пророков и посланников и в то, что они принесли.
  4.  Человек нуждается в знании пути, ведущего его к довольству Аллаха в этой жизни, а также к Раю и Его благам в Последней жизни. На этот путь не укажет и не направит никто, кроме пророков и посланников.
  5. Человек сам по себе – существо слабое, а в пути его поджидает множество врагов. Это и шайтан, желающий сбить его, и плохие товарищи, приукрашивающие мерзкое, и душа, приказывающая зло. Потому он нуждается в том, чем он защитит себя. Пророки и посланники укажут ему путь к этому и объяснят это подробнейшим образом.
  6.  Человек по своей природе склонен к обществу и имеет отношения с людьми. Именно поэтому люди не смогут обойтись без законоположений для того, чтобы среди людей были честные и справедливые отношения. Иначе их жизнь уподобится жизни в лесу. Это законоположение должно обеспечивать каждому его права без каких-либо упущений и злоупотреблений. А совершенное законоположение не сможет принести никто, кроме пророков и посланников.
  7. Человек нуждается в знании того, что принесёт ему спокойствие и душевное равновесие, направит его к настоящему счастью. А это то, на что направляют пророки и посланники.

После разъяснения потребности людей в пророках и посланниках, в следующей статье мы поговорим о возвращении человека к жизни после смерти. Это – воскрешение, то, о чём так много говорили все пророки и посланники. Так же, мы упомянем доказательства, подтверждающие это воскрешение.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…….

 

По книге Мухаммада Ас-Сухейма
«Ислам: его основы и принципы»
Перевод и редакция редколлегии сайта
«Почему Ислам?» — www.whyislam.to.

  • [1]  «А’лам ан-нубувва», Али ибн Мухаммад Маварди, стр.33
  • [2] Ахмад ибн Абдулхалим ибн Абдуссалам, более известный как Ибн Таймийя, родился в 661-м  и скончался в 728-м году по хиджре, является одним из крупных исламских учёных, автор множества ценных книг.
  • [3] «Маджму аль-фатава», Шейхулислам Ибн Таймийя, 19-й том, стр. 99-102. Смотрите: «Лавами аль-Анвар», Мухаммад Ас-Саффарийни, 2-й том, стр. 261-263. 

1 комментарий

  1. Muslimah

    JazakumAllahu Khayran za stat’i. Da pomojem vam Allah.

Оставить комментарий