История слепца, лысого и прокажённого

Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что он слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «(Некогда) Аллах пожелал подвергнуть испытанию троих из числа сынов Исраиля: прокажённого, лысого и слепого. Он послал к ним ангела, который явился (сначала) к прокажённому и спросил: “Чего ты желаешь больше всего?” Он сказал: “Хорошего цвета и хорошей кожи. Ведь люди избегают меня (из-за моей болезни)”. Тогда ангел провёл (рукой) так, что его болезнь прошла, и он был наделён хорошим цветом и хорошей кожей. (Потом ангел) спросил: “А какое имущество нравится тебе больше всего?” Он ответил: “Верблюды», или ответил: «Коровы»” (передатчик  этого  хадиса не был уверен в том,  кто сказал “верблюды”, а кто сказал “коровы” − прокажённый или лысый). Этому человеку была дарована стельная верблюдица, (после чего ангел) сказал: “Да сделает Аллах её благословенной для тебя!”

Затем (ангел) явился к лысому и спросил: “Чего ты желаешь больше всего?” Он сказал: “Хороших волос и чтобы ушло от меня то, из-за чего люди избегают меня”. Тогда ангел провёл (рукой), и (его болезнь) исчезла,  и он был наделён хорошими волосами. (Потом ангел) спросил: “А какое имущество нравится тебе больше всего?” Он сказал: “Коровы”. (Тогда ангел) дал ему стельную корову, (после чего) сказал: “Да сделает Аллах её благословенной для тебя!”

Затем (ангел) явился к слепому и спросил: “Чего ты желаешь больше всего?” Он сказал: “Я желаю, чтобы Аллах вернул мне зрение, и я смог видеть людей”. Тогда ангел провёл по нему (рукой), и Аллах вернул ему зрение. (Потом ангел) спросил: “А какое имущество нравится тебе больше всего?” Он сказал: «Овцы». (Тогда ангел) дал ему стельную овцу.

(Спустя некоторое время) (верблюдица, корова и овца) дали приплод, так, что у одного была уже долина, заполненная верблюдами, у другого – целая долина коров, а у третьего – целая долина овец. Затем (этот же ангел) явился к (бывшему) прокажённому, приняв обличье (такого же прокаженного, каким он был прежде), и сказал (ему): “Я − бедный человек. В пути я лишился всех средств, и не к кому мне сегодня обратиться, кроме Аллаха, а после (Него) − к тебе. Заклинаю тебя Тем, Кто даровал тебе хороший цвет, хорошую кожу и большое стадо верблюдов, (дай мне хотя бы одного), с помощью которого я смогу завершить своё путешествие!” (В ответ этот человек) сказал ему: “Поистине, (у меня) много долгов”. (Тогда ангел) сказал: “Кажется, я тебя знаю. Не ты ли был  прокажённым, которого избегали люди? (И не ты ли был) бедняком, которому Аллах даровал (богатство)?” (На что этот человек) ответил: “Я унаследовал это богатство от своих предков”. (Тогда ангел) сказал: “Если ты солгал, пусть Аллах придаст тебе твой прежний облик!”

Затем (ангел) явился к (бывшему) лысому, приняв облик (такого же лысого, каким он сам был прежде), и сказал ему то же самое, что говорил (бывшему прокажённому,) а когда тот дал ему такой же ответ, сказал: “Если ты солгал, пусть Аллах придаст тебе твой прежний облик!”

А (затем ангел) явился к (бывшему) слепому, приняв облик (такого же слепого, каким он сам был прежде), и сказал: “Я − бедный путник, и я лишился всех средств во время своего путешествия, и не к кому мне сегодня обратиться, кроме Аллаха, а после (Него) − к тебе. Заклинаю тебя Тем, Кто вернул тебе зрение, (дай мне одну) овцу, которой мне будет довольно, чтобы завершить своё путешествие!” (Бывший слепой) сказал: “Я (действительно) был слепым, а Аллах вернул мне зрение, и я был бедняком, а Он даровал мне богатство, бери же, что хочешь, и клянусь Аллахом, сегодня ради Аллаха я не стану обременять тебя ничем, что бы ты ни взял!” (Тогда ангел) сказал: “Оставь себе своё имущество, ибо, поистине, вас только подвергли испытанию, и Аллах остался доволен тобой, а на двоих твоих товарищей Он разгневался”».[1]

Пользы, извлекаемые из хадиса.

  1. Всевышний Аллах испытывает Своих рабов, дабы отличить правдивого от лжеца.
  2. Испытания постигают самих людей, их имущество, детей и т.д.
  3. Исцеление болезни – это самая желанная мечта больного.
  4. Только Всевышний Аллах – это Тот, Кто в действительности даёт и лишает, обогащает и делает бедным по Своему предопределению и мудрости. Поэтому мусульманину следует связывать своё сердце со Всевышним Аллахом. Необходимо бояться только Господа, и надеяться только на Него.
  5. Исцеление и обогащение связаны непосредственно со Всевышним Аллахом, что соответствует единобожию и этикету, как сказано в хадисе: «Я (действительно) был слепым, а Аллах вернул мне зрение».
  6. Тот, кто живёт в достатке и скупится, является невеждой, а разумный – тот, кто щедро раздаёт, так как последний помнит слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Каждый день, когда рабы (Аллаха) просыпаются утром, (с небес) непременно спускаются два ангела, один из которых говорит: “О Аллах, возмести расходующему (свои) средства!” − а другой говорит: “О Аллах, приведи скупого к гибели!”»[2]
  7. Некоторые богачи забывают своё прошлое, дни лишения и бедности, гневаясь на тех, кто начинает напоминать им об этом, несмотря на пользу от такого напоминания. Ведь человек тем самым вспоминает милость Аллаха, и начинает больше благодарить Его.
  8. Кто благодарит своего Господа за оказанные ему милости и раздаёт милостыню неимущим, того Всевышний Аллах обогатит ещё больше и благословит его. А кто скупится, тот подвергает себя лишению милостей, а также гневу Господа, Который сказал: «Вот ваш Господь возвестил: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас ещё большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки»» (Сура, 14 «Ибрахим», 7).
  9. Щедрость и раздача обязательных милостыней вызывают милость и довольство Господа, отстраняют от Его наказания, а жадность и воздержание от обязательных видов пожертвований навлекают огорчение и гнев Аллаха. Всевышний Аллах говорит об этом в Священном Коране: «Вот вас призывают делать пожертвования на пути Аллаха, и среди вас находятся такие, которые скупятся. Кто скупится, тот скупится только во вред себе. Аллах – богат, а вы – бедны. И если вы отвернетесь, Он заменит вас другими людьми, и они не будут подобны вам» (Сура 47 «Мухаммад», 38).
  10. Этот хадис указывает на дозволенность упоминания того, что произошло с людьми в прошлом с целью назидания слушателей, и это не будет хулой. Возможно, по этой причине не названы имена этих людей и не сообщается, чем закончилась их история. Видимо, с ними случилось то, о чём упомянул ангел в этом хадисе.
  11. Также хадис предостерегает от неблагодарности за милости Аллаха и побуждает признавать эти блага, благодарить за них и возносить хвалу Господу.
  12. Этот хадис указывает на достоинство милостыни и побуждает доброжелательно относиться к неимущим, проявлять великодушие, удовлетворять их желания.
  13. Кроме того, этот хадис порицает скупость, ведь это качество приводит к тому, что человек начинает обманывать и отрицать милости Всевышнего Аллаха.[3]

Подготовлено редакцией сайта
«Почему Ислам?» — www.whyislam.to

  • [1]Привёл аль-Бухари в «Достоверном сборнике», номер хадиса 3464, а также Муслим, номер хадиса 2964.
  • [2]Привёл аль-Бухари в книге «аз-Закят», в главе «Слова Аллаха Всевышнего: «Что касается того, кто отдавал, и был богобоязненным…»», 1442, а также Муслим в книге «аз-Закят», в главе «Расходующий и скупой», 1010.
  • [3] Смотри «Фатх аль-Бари шарх сахих аль-Бухари», ибн Хаджар аль-Аскалани, 6/503.

2 комментария

  1. Медеке

    Ассалау магалейкум!
    хороший пример привели, но есть такие братья среди нас, которые став сегодня мусульманами, обвиняют всех куфрами подряд без размышления и разбора, забывая, что вчера они были такими же были куфрами.
    Так что братья сестры! вместо обвиняя кого то, лучше помогайте людям найти истину, открыть красоту Ислама.

  2. ilimdar

    Ассаляму Алейкум! Ва Рахматуллахи ва Баракатуху!
    кто-то прав а кто-то нет
    следите за своей речью,
    за поступками на своем пути
    быть может Аллах простит нас АМИНЬ

Оставить комментарий