Обоснование догмата о троице

ТроицаПоскольку речь идет о важнейшем догмате христианства, мы вправе ожидать, что Библия наполнена доказательствами и подтверждениями этого догмата. О нем, не­сомненно, должны упоминать пророки, Иисус и ученики Иисуса.

Однако, даже пролистав Библию несколько раз, мы не обнаруживаем ни одного веского доказательства догмата о Троице. Но не будем спешить с выводами. Давайте вни­мательно рассмотрим имеющиеся в нашем распоряжении тексты.

Тексты Ветхого Завета и догмат о Троице

Христиане считают некоторые тексты Ветхого Завета обоснованием догмата о Троице. Так, они отмечают, что в Ветхом Завете упоминается имя Бога — Элохим, которое в языке евреев указывает на множественное число. А в книге Бытия Бог, упоминая о Своих действиях, говорит о Себе во множественном числе: «…сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» (11:7).

А ангелы сказали: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Исайя, 6:3). Они повторили слово «Свят» три раза. Животные, которых Иоанн видел во сне, также говорили нечто подобное: «И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откровение, 4:8).

Анализ приведенных текстов

Христиане признают, что в этих текстах нет веского доказательства догмата о Троице, который опровергают другие тексты, однозначно указывающие на Единобожие. К тому же никто из читателей Ветхого Завета, начиная с первых пророков сынов Израилевых, не понял из этих текстов того, что поняли христиане, и никто из них, в отличие от христиан, не увидел в этих текстах доказательств догмата о Троице.

Священник Петр признает это. Он говорит: «После того как Бог сотворил мир и увенчал Свои творения человеком, Он в течение некоторого времени объявлял людям лишь то, что касается Единобожия. Это ясно видно в Торе. Однако читающий ее внимательно находит в ней указания, которые уводят за Единственность. В ней упоминаются «слово Бога», «мудрость Бога» или «дух Бога». Те, кому был ниспослана Тора, не понимали значения этих словосочетаний, и смысл их раскрылся лишь в Новом Завете… О том, на что намекал Ветхий Завет, открыто сказал Новый Завет»[1] .

После прочтения этих строк человек невольно задается вопросом: почему Бог скрыл Свою троичность от Моисея и сынов Израилевых? Он дал им лишь тексты, в которых говорится о Единобожии, из-за чего они решительно отвергли Троицу. Простит ли Он и другим то, что они не смогли понять истинный смысл этих туманных намеков?..

Рассмотрев тексты, которые христиане считают указаниями на догмат о Троице, исследователи пришли к выводу, что эти тексты вовсе не указывают на то, о чем говорят христиане, и что эти «намеки» надуманны.

Самое большое, что можно понять из этих текстов — существование нескольких богов. Но в них ничего не говорится о том, сколько их — три, четыре или больше.

Что же касается множественного числа, то это известный во многих языках способ возвеличивания, не указывающий в действительности на множественность. Обычно в подобных случаях люди понимают, что речь идет об одной личности и что говорящий вовсе не имеет в виду, что у него есть какие-то другие ипостаси, лица или сущности.

Более того, в самой Библии применяется этот прием. Вспомним историю волшебницы, которая вызывала дух Самуила после его смерти: «Тогда женщина спросила: кого же вывесть тебе? И отвечал он: Самуила выведи мне. И увидела женщина Самуила и громко вскрикнула; и обратилась женщина к Саулу, говоря: зачем ты обманул меня? ты — Саул. И сказал ей царь: не бойся; [скажи,] что ты видишь? И отвечала женщина: вижу богов, выходящих из земли. Какой он видом? — спросил у нее Саул. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил» (1-я Царств, 28:12-14). Она говорила только о Самуиле, которого увидела в образе старца, и вместе с тем использовала множественное число — не для того, чтобы указать на множества, а с целью возвеличивания Самуила.

Телец, которому поклонялись сыны Израиля, также назван богами, хотя он, как известно, был один: «Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской! Увидев сие, Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу. На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть. И сказал Господь Моисею: поспеши сойти [отсюда], ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской!» (Исход, 32:4-8).

Тот же прием широко использовался в арабском языке, и он встречается в Священном Коране. Например, Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Мы ниспослали Напо­минание, и Мы оберегаем его» (Сура 22 «аль-Хадж», аят 9). А подразумевается Единственный и Единый Бог.

Что же касается того, что ангелы и животные трижды говорили: «Свят», то это нельзя принимать в качестве подтверждения догмата о Троице, потому что если продолжить рассуждать подобным образом, то можно прийти к выводу и о существовании четырех, пяти и более богов.

К тому же, если «свят, свят, свят» упоминается в Библии два раза, то слово «свят» без повторений упоминается в ней около сорока раз. Что же касается троекратного по­вторения, то его целью является только подтверждение. Подобный прием встречается во многих текстах Ветхого и Нового Заветов. Например: «И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (От Луки, 23:21).

Обратимся к другому эпизоду из жизни Иисуса и его апостола Петра: «Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих» (От Иоанна, 21:15-17).

Тексты Нового Завета и догмат о Троице

Христиане считают, что в текстах Нового Завета можно найти более ясные указания на Троицу. Они используют в качестве доказательств следующие тексты.

«И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (От Матфея, 3:16-17). В тексте упоминается Отец, возлюбленный Сын и Дух, сошедший как голубь.

А Петр сказал: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь» (2-е к Коринфянам, 13:13).

Однако читающий текст из Евангелия от Матфея видит три разные сущности. Они отличаются друг от друга наименованиями и действиями, и каждая из них существует отдельно от остальных. Итак, один выходит из воды после крещения, второй спускается с небес в виде голубя, а третий пребывает на небесах, говоря: «Сей есть Сын Мой воз­любленный». Читателю и в голову не приходит, что эти три суть едины.

К тому же, христиане утверждают, что Сын пребывал в Иисусе, а из этого текста следует, что на Иисуса снизошел Дух. Это подтверждается в Евангелии от Луки: «…и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (3:22). А также в Евангелии от Матфея: «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд» (12:18). А в другом месте говорится, что Отец пребывал в нем: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (От Иоанна, 17:21). А также: «Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне» (От Иоанна, 14:9-10). Так какая же все-таки ипостась пребывала в Иисусе?

Отец, Сын и Святой Дух упоминаются вместе только в двух текстах Библии — тексте о трех свидетелях в 1-м Послании Иоанна и заключении Евангелия от Матфея.

Текст о трех свидетелях

Это важнейшее и наиболее ясное из всех доказательств догмата о Троице, которые приводят христиане. Приведем сам текст: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1-е Иоанна, 5:7).

Никто не отрицает, что в этом тексте действительно говорится о том, что Отец, Сын и Святой Дух являются Единым Богом. Однако этот текст отсутствует во всех древних рукописях. Более того, его нет даже в первом печатном варианте. Он был добавлен позже. Это признали христианские ученые, в том числе Горн, а также собиратели толкования Библии Генри Васкат, Адам Кларк. И в ответах блаженного Августина во время его дискуссии с последователями арианства, отвергавшими Троицу, не было этого текста. И он написал десять посланий, толкуя послание Иоанна, но ни в одном из них не упомянут этот текст.

В некоторых переводах Библии, в том числе и на английский, этот текст был изъят. Однако в большинстве переводов он по-прежнему присутствует, в том числе и в арабском, за исключением иезуитского издания и «Совместного арабского перевода». В первом говорится: «…и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном» (1-е Иоанна, 5:6-8). В самом начале упоминается причина, по которой был изъят текст: «Этот текст не обна­ружен ни в древних рукописях, датируемых ранее чем пятнадцатым веком, ни в древних переводах, ни в лучших оригиналах латинского перевода. Скорее всего, это не более чем комментарий, заметка на полях, которая затем была включена в текст во время его переписываний и переводов на Западе».

Переводчик греческих рукописей Биньямин Вильсон говорит: «Этот стих о свидетельстве и Божественности отсутствует во всех греческих рукописях, датируемых ранее чем пятнадцатым веком. Этот текст не упоминал ни один из греческих писателей-клириков и ни один из первых латинских отцов церкви в темах, которые требовали его упоминания. А это означает, что этот текст, если говорить прямо, фальсифицирован»[2].

Конец Евангелия от Матфея

В этом тексте, который повествует о явлении Иисуса ученикам перед самым вознесением, говорится следующее: «И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (От Матфея, 28:18-20).

Этот текст действительно очень важен, однако ничего подобного не обнаруживается в остальных трех Евангелиях. Во всех трех Евангелиях рассказывается история о том, как Иисус въехал в Иерусалим на осле, однако ни словом не упоминается о Троице. Неужели упоминание об осле было важнее упоминания о Троице?

К тому же, в Евангелии от Марка приводится то же самое наставление, однако в нем не упоминается Троица: «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (От Марка, 16:15). Это указывает на то, что данный текст был добавлен в Евангелие от Матфея позже, то есть изначально его там не было.

Это признают и западные ученые. Уайлз говорит: «Это не может служить доказательством того, что апостолы исповедовали Троицу».

Адольф Хернек говорит: «Эта форма упоминания об Отце, Сыне и Святом Духе чужда речи Иисуса, и ее никто не знал во времена посланников. Она впервые упомина­ется в поздний период развития христианства, в более ранний период нет ни одного указания на то, что Иисус произносил подобные слова в своем наставлении, с которым он обратился к ученикам после воскрешения из мертвых, и Павел ничего не знал об этом». Павел никогда не приводил этих слов, приписываемых Иисусу, который, если верить им, побуждал распространять христианство среди людей и призывать к нему.

Апостолы однозначно не слышали этих слов Иисуса, потому что они не пошли распространять христианство, поскольку, согласно тому же Евангелию от Матфея, Иисус велел им призывать евреев, а не всех людей, и сообщил им, что их основная и первостепенная задача — спасать погибших овец дома Израилева: «Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» (От Матфея, 10:5-6).

Это подтверждает и свидетельство историка Аполлония, жившего во втором веке нашей эры: «От предшественников я узнал о том, что Иисус перед своим вознесением на небеса велел своим посланцам не отходить далеко от Иерусалима в течение двенадцати лет»[3].

Ученики исполнили веление Иисуса. Они действительно не покидали Палестину до тех пор, пока обстоятельства не вынудили их к этому: «Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев» (Деяния, 11:19). А если бы они действительно слышали, как Иисус велел им призывать все народы во имя Отца, Сына и Святого Духа, то они, конечно же, поспешили бы исполнить его веление нести его призыв другим народам.

Когда язычник Корнилий вызвал к себе Петра, чтобы узнать от него, что представляет собой религия Иисуса, а потом, узнав, принял ее, остальные ученики Иисуса упрекнули Петра: «И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым» (Деяния, 10:28). Однако он не упоминал о том, что это Иисус велел ему поступать так. Вместо этого он сказал: «…но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых. И Он повелел нам проповедывать народу и свидетельствовать» (Деяния, 10:42). То есть он подтвердил, что они должны были распространять призыв среди своего народа — евреев. А еще ранее Петр сказал о Боге: «Он послал сынам Израилевым слово…» (Деяния, 10:32). В следующей главе описывается реакция апостолов на поступок Петра, который призывал язычника к религии Иисуса: «Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие. И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними…» (Деяния, 11:1-3). А когда Петр рассказал им все, произошло следующее: «Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» (11:18).

Очевидно, что Петр ничего не знал о велении Иисуса крестить народы во имя Отца, Сына и Святого Духа. Поэтому ученики согласились с Павлом, сказавшим: «Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным» (К Галатам, 2:7-9).

Если бы Иисус действительно велел апостолам идти к другим народам и призывать их к его религии, то как они могли вместо исполнения данного им веления сидеть и рассуждать, и, в конце концов, предоставить это дело только двоим — Павлу и Варнаве?

Эти факты свидетельствуют о том, что указанный текст фальсифицирован, и на самом деле Иисус не говорил ничего подобного.

Даже если закрыть глаза на эти факты, то в любом случае в тексте нет указаний на то, что все три упомянутых объекта пребывают в соединении и составляют единую сущность. В тексте идет речь о трех разных сущностях, и при упоминании они разделены знаками препинания и союзами, используемыми при перечислении, а это свиде­тельствует о том, что речь идет о разных объектах. Истинный смысл этих слов заключается в следующем: «Идите во имя Бога и Его посланника Иисуса и Откровения, ниспосланного ему, с учением Всевышнего Бога».

Кроме того, в Библии есть подобные примеры. Однако их христиане не считают доказательствами догмата о Троице. Например, в 1-м Послании Павла к Тимофею го­ворится: «Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию» (5:21).

Из этого текста христиане почему-то не сделали вывода о том, что ангелы являются третьей ипостасью Бога и что их тоже нужно обожествлять. То же самое можно сказать о тексте из Евангелия от Матфея.

А в Ветхом Завете, в Книге Исхода говорится, что народ уверовал в Бога и в Моисея, однако из этого текста христиане не делают вывода о том, что Моисей равен Богу: «…и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его» (14:31).

Этот прием встречается во многих языках. Встречается он и в Священном Коране. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его Посланни­ка и Писание, которое Он ниспослал Своему Посланнику, и Писание, которое Он ниспослал прежде. А кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение» (Сура 4 «Женщины», аят 136). Подобные обороты встречаются и в других коранических аятах.

  • [1] Мухаммад Абу Захра. Аль-мухадарат фи ан-насраниййа. С. 121.
  • [2] Мухаммад Васфи. Аль-масих аляйхи-с-салям байна-ль-хакыкат ва аль-авхам. С. 106-107. Ахмад Дидат. Пятьдесят тысяч ошибок в Библии. С. 12.
  • [3] Хусни аль-Атйар. Акаид ан-насара аль-муваххидин байна-ль-ислям ва аль-масихиййа. С. 230.


6 комментариев

  1. Александр Люлька

    Библия действительно «наполнена доказательствами и подтверждениями этого догмата», но почему-то автор статьи не привёл все тексты, на которые ссылаются христиане. Что помешало ему это сделать? Поневоле задашься таким вопросом… Не потому ли, что приведи все, мусульманам пришлось бы креститься? ))))

  2. Вusulba

    Александр,почему бы Вам не привести их,если они действительно есть … ?

  3. Айнур

    а если их приведут — где гарантия, что их не удалят?

  4. Сергей

    Нет никаких доказательств. Полное отсутствие логики.
    Допустим в одном месте говорит: «Я и Отец — одно». Один русский князь, когда его пытались рассорить со своим двоюродным братом сказал в ответ: «Я и мой брат — один человек». Что он этим хотел сказать? То что они с братом действуют заодно. Точно так же нужно воспринимать и цитату Иисуса.
    Аналогично и другие места в Библии трактуются христианами весьма и весьма нелогично с изначальным намерением обоснования своей точки зрения. Впрочем, пытаться разуверить прозомбированных с детства людей — бесполезное занятие.

  5. Еловиков Юрий

    Есть Бог Отец. 
    Есть Сын Божий Иисус. 
    Есть Дух Святой. 
    Какому-то дураку из первобытных богословов пришло в голову сложить их в сумму, в Троицу. Зачем? 
    Иисус учит: «да знают тебя единого истинного Бога» (Ин.17.3).
    А тут появился три-единый, троица богов. Конечно, это язычество в чистом виде. 
    Ничего «три-единого» в природе нет: ни в физике, ни в математике. Есть три или один, едино-божие или трое-божие. 

  6. Анжела

     А мусульмане после намаза говорят : «Свят Аллах» (Субхан Аллах) 33 раза, но какой здравомыслящий человек сделает из этого вывод, что у Аллаха 33 лица или апостаси (аузу биЛлях).

    Подавляющему количеству Библийский текстов можно дать исламский тафсир (толкование), тафсир единобожия, но христиане почему-то предпочитают тафсир церкви, который — сущее многобожие со многих аспектов (не только троицы).

    В ваших сердцах есть зерна единобожия, зачем же вы их давите?! 

    Ведь Единобожие — абсолютная истина, вернитесь же к ней!

Оставить комментарий