Ас-Самири и Золотой телец

В этом хадисе содержатся некоторые подробности и дополнения к кораническому повествованию о том, как сыны Исраиля поклонялись золотому тельцу, которого изваял для них человек по имени ас-Самири[1]. В хадисе говорится о том, как пророк Муса (мир ему) поступил с тельцом, как он пустил его по ветру, и о том, каким образом сыны Исраиля убивали друг друга в наказание за идолопоклонство.

Ас-Самири и Золотой телец

 История о золотом тельце в Коране[2]

Всевышний Аллах сказал: «Вот Мы определили Мусе (Моисею) сорок дней, а после его ухода вы стали поклоняться тельцу, будучи беззаконниками.

После этого Мы простили вас, – быть может, вы будете благодарны.

Вот Мы даровали Мусе Писание и различение, – быть может, вы последуете прямым путём.

Вот сказал Муса своему народу: “О народ мой! Вы были несправедливы к себе, когда стали поклоняться тельцу. Покайтесь перед своим Создателем и убейте друг друга. Так будет лучше для вас перед вашим Творцом. Затем Он принял ваши покаяния. Воистину, Он – Принимающий покаяние, Милостивый»[3].

Также Аллах (Велик Он и Славен) в Коране сказал: «О Муса! Зачем ты поспешил оставить свой народ?”

Он сказал: “Они находятся неподалёку и следуют по моим стопам, я же поторопился к Тебе, Господи, чтобы Ты остался доволен”.

Аллах сказал: “Мы подвергли твой народ искушению после того, как ты оставил их, и ас-Самири ввёл их в заблуждение”.

Муса вернулся к своему народу разгневанным и опечаленным и сказал: “О мой народ! Разве ваш Господь не дал вам прекрасного обещания? Неужели этот срок оказался долгим для вас? Или же вам захотелось, чтобы на вас пал гнев вашего Господа, и потому вы нарушили данное мне обещание?”

Они сказали: “Мы не нарушали данного тебе обещания по своей воле. Мы были нагружены тяжёлыми украшениями того народа и бросили их в огонь, и ас-Самири тоже бросил”.

Он изготовил для них изваяние тельца, который мычал, и сказал: “Вот ваш бог и бог Мусы, но он забыл его”.

Неужели они не видели, что он не говорил им в ответ ни слова и не был способен навредить им или принести им пользу?

Харун (Аарон) сказал им до этого: “О мой народ! Вас искушают этим. Ваш Господь – Милостивый. Следуйте за мной и повинуйтесь моим велениям”.

Они сказали: “Мы не перестанем поклоняться ему, пока Муса не вернётся к нам”.

Он сказал:О Харун! Когда ты увидел, что они впали в заблуждение, что помешало тебе последовать за мной? Неужели ты ослушался меня?”

Он сказал: “О сын моей матери! Не хватай меня за бороду и за голову. Я боялся, что ты скажешь: „Ты разобщил сынов Исраиля и не выполнил моих наставлений”. Муса спросил: ”А что ты скажешь, ас-Самири?”

Он сказал: “Я видел то, чего не видели они. Я взял пригоршню со следов посланца (Джибриля) и бросил её. Моя душа подтолкнула меня к этому”.

Он сказал: “Ступай! В этой жизни тебе придётся говорить: „Не прикасайтесь”[4]. А затем наступит срок, которого тебе не избежать. Смотри же на своего бога, перед которым ты был смирен. Мы сожжём его и развеем его по морю.

Вашим Богом является Аллах, кроме Которого нет иного божества. Он объемлет знанием всякую вещь”»[5].

 

Текст хадиса

Сообщается в сборнике «Аль-Мустадрак» аль-Хакима, что Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда Муса поспешил на встречу со своим Господом, человек по имени ас-Самири собрал все украшения сынов Исраиля, какие смог заполучить, и выплавил из них тельца. Затем он бросил пригоршню в полость идола и получился телец, издающий мычание.

Ас-Самири сказал: “Это ваш бог и бог Мусы”. Харун же сказал: “О народ, разве ваш Господь не дал вам своего прекрасного обещания?!”

Когда Муса вернулся к сынам Исраиля, то увидел, что ас-Самири ввёл их в заблуждение. Тогда Муса схватил своего брата (Харуна) за голову, и тот сказал ему то, о чём упомянуто в Коране.

Потом Муса обратился к ас-Самири и спросил: “А ты что скажешь?” Ас-Самири сказал: “Я взял пригоршню со следов посланца[6] и бросил её[7]. Моя душа подтолкнула меня к этому.

Затем Муса приступил к тельцу и напильниками истёр его в порошок[8]. Он делал это на берегу реки, и у каждого, кто поклонялся тому тельцу, после того как он пил речную воду, лицо становилось жёлтым, подобно золоту.

Они спросили: “О Муса, каким будет наше покаяние?” Он сказал: “Оно будет в том, что вы будете убивать друг друга”. И вот они схватили ножи и начали убивать друг друга без разбора, так что человек убивал своего отца и брата. Это продолжалось, пока не было убито семьдесят тысяч. Тогда Аллах внушил Мусе: “Вели им удержать свои руки, Я простил убитых и принял покаяние у тех, кто остался в живых”».

 

Источники хадиса

Хадис привёл аль-Хаким в сборнике «Аль-Мустадрак» (2/412), номер хадиса 3434, в «Книге толкования» (раздел толкования суры «Та Ха»). Относительно этого хадиса аль-Хаким сказал: «Этот хадис достоверный (сахих) в соответствии с критериями двух шейхов (аль-Бухари и Муслим), но они не привели его (в своих сборниках)».

Имам аз-Захаби высказался аналогично.

 

Толкование хадиса

Наш Господь (Велик Он и Славен) рассказал нам в Коране, что сыны Исраиля стали поклоняться рукотворному тельцу, после того как Муса (мир ему) ушёл от них на сорок дней для особой встречи со своим Господом.

Когда Аллах сообщил Мусе, что натворил его народ, он вернулся к ним разгневанным и опечаленным. Вернувшись, он стал порицать своих соплеменников, но в оправдание они стали говорить, что это ас-Самири искусил их. Он создал тельца из золотых украшений, которые евреи взяли в долг у египтян перед уходом из их страны[9], и бросил в полость этого тельца пригоршню глины с того места, на которое наступал ангел Джибриль (мир ему), когда спускался на землю, чтобы погубить фараона и его воинов. Ас-Самири смог изваять тельца, который издавал мычание.

Также Муса сурово отчитал своего брата Харуна, но тот привёл в своё оправдание веские доводы. Затем Муса допросил ас-Самири и потребовал его ответить за преступление, которое тот совершил.

Муса (мир ему) уничтожил тельца и развеял его по ветру, а потом повелел сынам Исраиля убить друг друга, дабы искупить перед Аллахом своё поклонение тельцу.

В хадисе рассказывается о том, как именно Муса уничтожил идола: он растёр его напильниками, чтобы сыны Исраиля увидели ничтожность тельца, которому они поклонялись, и то, как этот лжебог превращается в мелкую пыль, которую затем бросили в протекающую рядом реку.

По воле Аллаха, лица поклонявшихся тельцу чудесным образом стали приобретать жёлтый цвет, подобный цвету золота, сразу после того, как они пили из этой реки.

Когда они стали отличаться от других людей, им было велено убивать друг друга. Они схватились за ножи, и каждый из них стал бросаться на своего отца, сына, брата, и так они убивали друг друга без разбора, пока не было убито семьдесят тысяч душ. После этого Аллах внушил Мусе, чтобы он велел остановить убийство. Так Он простил убитых и принял покаяние у оставшихся в живых.

 

Польза хадиса и уроки, извлекаемые из него

  1. В хадисе разъясняется, каким именно образом Муса уничтожил тельца, которому поклонялись сыны Исраиля: он стёр его напильниками в порошок, а затем бросил в реку.
  2. В хадисе говорится, каким образом сыны Исраиля убивали друг друга. В этом братоубийстве участвовали только те, кто поклонялся тельцу. Те, кто не поклонялся идолу, были ограждены от этой участи благодаря тому, что лица поклонявшихся тельцу стали отличаться от тех, кто не совершал этого страшного греха. Лица преступников приобрели золотистый жёлтый цвет после того, как они испили воды из реки, над которой был развеян прах истёртого в порошок тельца.
  3. Аллах почтил нашу общину Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) тем, что принимает покаяние мусульман, кающихся за свои грехи без убийства людей, кроме некоторых особых ситуаций, когда по Закону Аллаха полагается смертная казнь, например за убийство, прелюбодеяние или вероотступничество.
  4. Из хадиса видно, что на момент исхода община сынов Исраиля была довольно многочисленной, поскольку только число поклонявшихся тельцу убитых составило семьдесят тысяч человек.

 

 

Из книги «Достоверные пророческие рассказы»
Автор: Умар ибн Сулейман ибн Абдулла Аль-Ашкар.
Перевод: Абу Ясин Руслан Маликов
Корректор текста: Р.Г. Тамкин
Каноническая редакция: М. Каримов
Для сайта «Почему Ислам» — www.whyislam.to

 

  • [1] Ас-Самири — имя человека из числа сынов Исраиля. От переводчика: Следует также обратить внимание на то, что, в соответствии с текстом Библии, золотого тельца создал пророк Харун, что является одним из многочисленных проявлений грязной лжи, возводимой в этой книге на святых пророков Аллаха. В Библии говорится: «И сказал им Аарон: „Выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жён, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите мне”. И все люди вынули золотые серьги из ушей своих и принесли Аарону. Он взял их из рук их и отлил из них тельца и обработал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли египетской!
    Увидев [сие], Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу» (Исх. 32:2-5).
    Воистину, Аллах и Его пророки не причастны к тому, что творят беззаконники!
  • [2] От переводчика: В оригинале данной книги не упоминаются аяты, которые повествуют об истории о золотом тельце. Здесь они приведены для того, чтобы перед читателем предстала более полная картина событий, что поможет лучше понять смысл приведённого ниже хадиса.
  • [3] Коран, сура 2 «Аль-Бакара» («Корова»), аяты 51–54.
  • [4] В некоторых толкованиях сообщается, что оставшуюся жизнь он провёл в одиночестве в пустыне, живя среди диких зверей, и когда встречал какого-нибудь человека, то говорил ему: «Не прикасайся». Если же они соприкасались, то заболевали оба.
  • [5] Коран, сура 20 «Та Ха», аяты 83–98.
  • [6] Речь идёт об ангеле Джибриле. Ас-Самири видел его, когда Джибриль спустился для того, чтобы погубить фараона и его воинов. Тогда ас-Самири взял пригоршню глины с того места, где наступал Джибриль или его конь, и сохранил у себя.
  • [7] Некоторые толкователи сказали, что золотой телец стал мычать по причине чудесных свойств пригоршни, чтобы стать по воле Аллаха искушением и испытанием для сынов Исраиля. Подобно тому как ангелы Харут и Марут были искушением для них в Вавилоне, обучая их колдовству, но предупреждая, что тот, кто воспользуется этим знанием, никогда не войдёт в Рай. Существует также другое мнение, что сам ас-Самири устроил тельца так, что воздух, проходя через специальные отверстия, проделанные в нём, создавал звук, похожий на мычание телёнка, и затем ас-Самири бросил в полость телёнка пригоршню глины, дабы убедить людей в истинности созданного им божества.
  • [8] В Коране говорится, что идол тельца был сожжён. Это значит, что телец частично был стёрт напильниками, а частично расплавлен на огне.
  • [9] Перед тем как покинуть Египет, многие исраильтяне взяли в долг у египтян их украшения и золото, которые так и не вернули хозяевам, забрав с собой во время исхода из страны.

5 комментариев

  1. Забур

    Ас-Саляму алейкум,у меня вопрос:в хадисе говорится,что «ас-Самири» это имя человека,а разве в арабском языке имена собственные употребляются с определенным артиклем,ведь в Коране это слово стоит с артиклем «аль»?

  2. Olzhas

    Есть мнения ученых, алимов, что этот Самири, который так особо выделен — Даджаль.
    Объясняется это например тем, что Муса, будучи горячего нрава, выронил скрижали, схватил своего брата за бороду от гнева, отчитал его, народ, сказав им «убейте себя»!, но в отношении самири, когда всё узнал, только сказал «Ступай!»… — почему он мог так легко его отпустить? потому что знал (от Аллаха разумеется), что ему предначертано вводить в заблуждение людей, и в будущем тоже.
    А еще добавил:
    «В этой жизни тебе придётся говорить: „Не прикасайтесь”. А затем наступит срок, которого тебе не избежать.» т.е. даже если он будет вершить беззаконие, все равно наступит срок и для него, и ему не избежать. «не прикасайтесь» (ля масаса) т.е. у него будут приближенные, каким-то образом «маосны» — созвучное с «масаса», которые могут приближаться к нему, его партия, а от всех он будет в сокрытии, неприкосновенным.
    Еще он сказал: “Я видел то, чего не видели они.», что возможно говорит о его особом зрении, коим обладает его один глаз.
    Доказательство того, что он живет с того времени, является хадис, когда один христианин принявший ислам, поплыл к одному острову, где был закован в цепи даджаль, и тот сказал что его время выхода еще не наступило.

    Передается от Фатимы бинт Къайс, да будет доволен ею Аллах:

    Я услышала призыв глашатая Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который произнес: «Общая молитва!» (Соляту джами’а). Я направилась в мечеть, где помолилась с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Я была среди женщин, ряд которых располагался сразу за рядами мужчин.Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, закончил молитву, он сел на минбар, и он улыбался. Он сказал: «Пусть каждый останется на том месте, где он молился». Затем он спросил: «Знаете ли вы, зачем я вас собрал?» Люди ответили: «Аллах и Его Посланник знают лучше». Он сказал:

    — Клянусь Аллахом, я не собрал вас вместе ради призыва или предупреждения, однако я созвал вас из-за Тамима ад-Дари, христианина, принявший Ислам, который дал клятву верности (бай’а) и поведал мне рассказ, который совпадает с тем, что я сообщил вам о Ложном Мессии (Масихи Даджаль). Он рассказал мне, что поплыл на корабле вместе с тридцатью мужчинами из племен Лахм и Джузам. Волны носили их в море в течение месяца. Затем, во время захода Солнца, их вынесло к какому-то острову. Они сели в лодки и поплыли на остров, на котором встретили животное, покрытое такими густыми волосами, что невозможно было различить, где у него передняя часть, а где задняя. Они сказали: «Горе тебе, кто ты?» Оно ответило: «Я − аль-Джассаса». Они сказали: «Что такое аль-Джассаса?» Оно ответило: «О люди, ступайте к тому человеку в монастыре, ибо он очень хочет узнать вас». Он (Тамим ад-Дари) сказал: «Когда оно назвало нам этого мужчину, мы испугались, что это животное могло быть дьяволом».

    Он продолжил: «Мы поспешили отправиться в монастырь, где нашли самого большого человека, какого мы когда-либо видели. Он был закован в цепи, его руки были привязаны к шее, а ноги, от колен до щиколоток, закованы в железные кандалы». Мы сказали: «Горе тебе, кто ты?» Он сказал: «Скоро вы узнаете, кто я, поведайте мне о себе». Мы сказали: «Мы люди из Аравии. Мы плыли на корабле, затем море взбушевалось и волны носили нас в течение месяца, затем нас вынесло к твоему острову. Мы сели в лодки и высадились на этом острове. Потом нам повстречалось животное, которое было покрыто такими густыми волосами, что невозможно отличить его переднюю часть от задней. Мы сказали: «Горе тебе, кто ты?», а оно ответило: «Я − Аль-Джассаса». Мы спросили: «Что такое аль-Джассаса?», а оно сказало: «Ступайте к тому человеку в монастыре, ибо он очень хочет знать о вас». Поэтому мы поспешили к тебе, опасаясь, что это животное могло быть дьяволом».

    Он (т.е. прикованный человек) сказал: «Расскажите мне о финиковых пальмах Байсана». Мы спросили: «Что ты хочешь знать о них?» Он сказал: «Я спрашиваю, эти пальмы дают плоды?» Мы ему ответили: «Да». Он сказал: «Поистине, скоро они перестанут давать плоды». Затем он сказал: «Расскажите мне об озере ат-Табарийа (Галилейское море)». Мы спросили: «Что ты хочешь знать о нем?» Он сказал: «Есть ли в нем вода?» Мы ему ответили: «В нем много воды». Он сказал: «Поистине, скоро оно высохнет». Затем он сказал: «Расскажите мне об источнике Зуг‘ар» (который находится на юге Сирии). Мы спросили: «Что ты хочешь знать о нем?» Он сказал: «Есть ли в этом источнике вода? Используют ли люди его воду для орошения?». Мы ему ответили: «Да, в нем много воды, и люди используют его воду для орошения». Он сказал: «Расскажите мне о Пророке неграмотных, что он сделал?». Мы сказали: «Он покинул Мекку и поселился в Йасрибе (Медина)». Он спросил: «Арабы с ним воюют?». Мы ответили: «Да». Он спросил: «Как же он с ними обошелся?» И мы рассказали ему, что он (т.е. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) одержал верх над проживавшими рядом арабами, и они последовали за ним. Он спросил нас: «Это действительно случилось?» Мы ответили: «Да». Он сказал: «Поистине, для них лучше следовать за ним, а я вам поведаю о себе. Я − Масих (Даджаль) и, поистине, скоро мне будет разрешено выйти. Я выйду и буду ходить по земле, и не оставлю ни одного поселения, которые бы я не посетил в течении 40 дней, кроме Мекки и Тайба (Медина). Эти два города запрещены для меня. Всякий раз, когда я попытаюсь войти в один из них, меня встретит ангел с обнаженным мечом в руке, не позволяя мне войти. Поистине, там у каждого прохода есть ангел, который охраняет их».

    Фатима бинт Къайс сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, затем сказал нам, стуча своим посохом по минбару: «Это Тайба, это Тайба, это Тайба», имея ввиду Медину. «Рассказывал ли я вам о подобном прежде?» Люди сказали: «Да». Он сказал: «Поистине, мне понравился рассказ Тамима, потому что это соответствует с тем, что я вам рассказывал о нем (Даджале), а также о Мекке и Медине. Не находится ли он (Даджаль) в Сирийском море (Средиземное море) либо в Йеменском море (Аравийское море)? Нет же, он находится на Востоке, он находится на Востоке, он находится на Востоке», и он указал рукой на Восток. Фатима сказала: «Я запомнила это от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».

    Этот достоверный хадис передал Муслим в своем «Сахихе», под номером 2942. Так же его передали ученые в своих книгах, с путем передачи от Фатимы бинт Къайс, да будет доволен ею Аллах. Ат-Тирмизи, да помилует его Аллах, сказал в «Аль-Джамиа ас-Сахиха» (2253): «Этот хадис – сахих г’ариб». Сказал Ибн Абд аль-Барр в «Аль-Истизкар» (7/338): «Сахих с точки зрения иснада и содержания».

  3. Абу Ясин

    Ва алейкум ассалям, да очень часто имена употребляются с артиклем «аль», например :
    Умар ибн АЛЬ-Хаттаб
    Усман ибн АЛЬ-Аффан
    АЛЬ-Касим

    …очень много

  4. Olzhas

    Забур, Ас-Самири — это не имя, это указание на то, что он самаритянин, из Самарии (историческая область Израиля. Название области происходит от названия города Самария (Шомрон), который являлся столицей Израильского царства в 875 — 722 до н. э)
    А артикль «Аль» иногда ассимилируется с солнечными буквами арабского языка (нун, сад, шин и тд) Ан-Наджм, Ас-салям, Аш-шамс и тд

  5. Абу Ясин

    Olzhas, тут ничего утверждать не стоит, потому что ясных текстов разъясняющих происхождение имени не существует, возможно вы и правы, а возможно и нет.
    Вот здесь ( https://www.whyislam.to/forum/viewtopic.php?f=31&t=1839 ) мы косвенно затрагивали данную тему.
    Но все таки если бы это было указание на происхождение из города Самария, то его звали бы не ас-Самири, а ас-Самари (или Эш-Шомрони) , да и к тому же дата указанная вами откуда взята, из данных западных историков, но у они же обычно датируют жизнь Мусы XV—XIII вв. до н. э., то есть много раньше Самарии. Возможно конечно Самария сама как географическая местность с таким названием существовала и раньше Израильского царства.

    А в Коране и в Сунне вообще никаких дат нет,  а значит и пользы от этих дат нет.
    Ну и к тому же, еврейский народ тогда был мононациональным племенем, они жили изолированно от всех, вели своё 40-летнее скитание по пустыне, к чему бы жителю Самарии (которой к тому же возможно ещё и не существовало) блуждать в пустыне. Хотя конечно всякое бывает. 

    По поводу утверждения о том, что Самири это Даджаль (антихрист), то всё может быть, но явных доводов ни в Коране, ни в Сунне, ни даже просто в серьёзных толкованиях учёных не существует, поэтому утверждать не стоит. Может он и Даджаль, а может и нет, об этом только Аллах знает.

    Но по поводу сходства слова «ля мисас» и слова «масон», то это как то уже слишком натянуто. Нет мусульманам никакой пользы в таком притягивании за уши, так при желании можно далеко зайти.

Оставить комментарий