Что такое «баракат»?

 

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.

Человек живет в этом мире, желая прожить как можно дольше, иметь больше свободного времени,  больше имущества, детей и других благ. Мусульманин же хочет, чтобы его жизнь была благодатной, то есть наполненной «баракатом». Поэтому он просит Аллаха, чтобы Всевышний даровал ему Своё благословение. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) часто обращался к Господу с молитвами о ниспослании благодати в своих делах.

Благодать (баракат) – это наличие божественного благословения в какой-то определенной вещи или в каком-то деле. Если благодать снизойдет в малое, то сделает его многочисленным, а если снизойдет в многочисленное, то сделает его полезным. Одним же из самых главных признаков наличия благодати в чём-либо является то, что эта вещь используется для повиновения Аллаху (Велик Он и Славен)[1].

Если ты взглянешь на праведников, добрых людей, учёных и поклоняющихся, то, несомненно, увидишь проявление благодати в их жизни. Возможно, эти люди не имеют больших материальных доходов, зато это малое приносит им больше пользы, так как в нём присутствует благодать. Например, ты можешь заметить, что его старенькая машина почти никогда не ломается, его расходы никогда не бывают напрасными, они всегда приносят ему пользу, он живёт без потрясений, заимодавцы не беспокоят его и не отравляют ему жизнь, гости и посетители для него не в тягость. Возможно, у кого-то есть только одна дочь, но Аллах низводит на неё свою благодать, и она приносит своим родителям много радости, ухаживает за ними и помогает, а затем она дарит им внуков, которые радуют их глаз и проявляют к ним почтение. Но есть и те, кто владеет многим, но всё их богатство лишено признаков благословения. Человек может обладать миллионами, но они отравляют его жизнь тревогой и тяготами днём, бессонницей и беспокойством – ночью. Возможно, этот человек – отец десятерых сыновей, но все они, как один, – враги своих родителей (упаси Аллах), этот отец не видит от них ни добра, ни послушания, не слышит ничего, кроме злословия, а в их глазах он читает лишь один вопрос: «Когда же, наконец, мы от тебя отдохнём?»

Благословение Аллаха необходимо нам во всем, и в особенности в  тех знаниях, которые мы получаем. Нередко бывает так, что человек, делясь своими, пусть даже небольшими, но благодатными знаниями, приносит людям много пользы. И напротив, человек может знать очень много, но его знание не оказывает на людей никакого благоприятного воздействия, такое знание подобно колодцу, заваленному камнями: нет от него пользы ни людям, ни хозяину.

Благодать, которую ниспосылает Всевышний Аллах, касается всех сфер нашей жизни, и влияет  на всё. Имущество, дети, время, долголетие, работа, результаты труда, семейная жизнь, знание, призыв, домашние животные, дом, разум, здоровье души и тела, взаимоотношения – всё это принесёт людям пользу только при наличии божественного благословения. Именно поэтому поиск путей получения благодати от Аллаха является самой важной задачей каждого мусульманина.

Каким же путём получить благословение от Аллаха, и каковы причины его появления? Вот некоторые пути достижения божественной благодати в делах:

 

1) Богобоязненность и страх перед Аллахом – есть ключ всех благ. Всевышний Аллах сказал:

وَلَوۡ أَنَّ أَهۡلَ ٱلۡقُرَىٰٓ ءَامَنُواْ وَٱتَّقَوۡاْ لَفَتَحۡنَا عَلَيۡهِم بَرَكَٰتٖ مِّنَ ٱلسَّمَآءِ وَٱلۡأَرۡضِ

«Если бы жители селений уверовали и стали богобоязненны, Мы раскрыли бы перед ними благодать с неба и земли» (Коран, 7: 96).

وَمَن يَتَّقِ ٱللَّهَ يَجۡعَل لَّهُۥ مَخۡرَجٗا ٢ وَيَرۡزُقۡهُ مِنۡ حَيۡثُ لَا يَحۡتَسِبُۚ

«Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» (Коран, 65: 2-3).

Исламские богословы дали такое определение богобоязненности: это совершение благих дел, повинуясь Аллаху, руководствуясь светом от Аллаха, в надежде на награду Аллаха, а также отказ от ослушания Аллаха, руководствуясь светом от Аллаха, из страха перед наказанием Аллаха.

Одному праведнику сказали: «На рынке повысились цены», он ответил: «Понижайте их своей богобоязненностью».

Одного учёного спросили про аят, в котором говорится: «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» (Коран, 65: 2-3). Учёный сказал: «Клянусь Аллахом, Он создаёт выход из положения, несмотря на то, что мы не достигли той боязни перед Ним, которой Он достоин. И он наделяет нас уделом за нашу богобоязненность. И воистину, больше всего мы надеемся на третью награду, о которой говорится в следующем аяте:

وَمَن يَتَّقِ ٱللَّهَ يُكَفِّرۡ عَنۡهُ سَيِّ‍َٔاتِهِۦ وَيُعۡظِمۡ لَهُۥٓ أَجۡرًا

«Тому, кто боится Аллаха, Он простит злодеяния и увеличит награду» (Коран, 65: 5).

 

2) Чтение Корана. Благословенная Книга Аллаха является исцелением для души и лекарством для болезней тела. Аллах сказал:

كِتَٰبٌ أَنزَلۡنَٰهُ إِلَيۡكَ مُبَٰرَكٞ لِّيَدَّبَّرُوٓاْ ءَايَٰتِهِۦ وَلِيَتَذَكَّرَ أُوْلُواْ ٱلۡأَلۡبَٰبِ

«Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание» (Коран, 38: 29).

 

3) Обращение к Аллаху с мольбой (Дуа) о ниспослании благодати. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) часто обращался к Аллаху с просьбами о благословении в делах. Он научил нас просить благословение для молодожёнов такими словами:

بارك الله لك , وبارك عليك , وجمع بينكما في خير

«Да благословит Аллах твой [брачный союз], и ниспошлёт тебе свою благодать, и объединит вас во благе» (хадис привёл ат-Тирмизи).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) учил нас просить благодати для человека, который нас накормил:

اللهم بارك لهم فيما رزقتهم , واغفر لهم  , وارحمهم

«О Аллах, ниспошли им благодать в том уделе, которым Ты их наделил, прости их и прояви к ним Свою милость» (хадис привёл Муслим).

4)    Отсутствие алчности и неумеренной жажды наживы при заработке своего жизненного удела. Однажды обращаясь к одному из своих сподвижников, которого звали Хаким ибн Хизам, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

يا حكيم إن هذا المال خضرة حلوة , فمن أخذه بسخاوة نفس بورك له فيه , ومن أخذه بإشراف نفس لم يبارك له فيه , كالذي يأكل ولا يشبع

«Хаким, это [мирское] богатство – сочное и сладкое. Кто возьмёт его великодушно, тому будет дано в нём благословение. А кто возьмёт его с алчностью в душе, тому не будет в нем благословения, он подобен тому, кто ест и не насыщается» (хадис привёл Муслим).

 

5) Честность в торговле как при покупке, так и при продаже. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

البيعان بالخيار ما لم يتفرقا، فإن صدقا وبينا بورك لهما في بيعهما، وإن كتما وكذبا محقت بركة بيعهما

«Покупатель и продавец имеют право [на расторжение сделки], пока не расстанутся. Если они оба будут честными и будут разъяснять [недостатки и порокисвоего товара], то сделка их будет благодатной, если же они будут скрывать и обманывать, то благодать их сделки будет уничтожена» (хадис привёл аль-Бухари).

 

6) Ведение своих дел в самом начале дня, так как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обратился к Аллаху с молитвой о том, чтобы Он благословил это время суток. Сообщается со слов Сахра аль-Гамиди, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обращался к своему Господу с такой молитвой:

اللهم بارك لأمتي في بكورها

«О Аллах, ниспошли благословение моей общине в утренние времена» (хадис привёл Ахмад).

Некоторые богословы из первых поколений мусульман говорили: «Мы удивляемся человеку, который читает утреннюю молитву уже после восхода солнца, каким образом ему ещё дается пропитание?!»

Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) всегда отправлял отряды в путь ранним утром. Также известно, что Сахр, который передал вышеприведённый хадис, был человеком торговым, когда он услышал мольбу Посланника Аллаха, то начал отправлять своих людей с поручениями с самого утра, благодаря чему стал настолько богатым, что не знал, куда применить свои деньги.

 

7) Следование Сунне во всех своих делах. Сунна указывает путь ко всем благам, каждое её веление приносит человеку пользу. Ярким примером того, как пророческая Сунна указывает людям путь к получению благодати, являются следующие слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):

البركة تنزل وسط الطعام فكلوا من حافتيه , ولا تأكلوا من وسطه

«Благодать нисходит в середину блюда, поэтому ешьте с края и не ешьте с середины[2]» (хадис привёл аль-Бухари).

Также сообщается со слов Джабира ибн Абдуллы, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел облизывать пальцы и полностью очищать тарелки и говорил:

إنكم لا تدرون في أى طعامكم البركة

«Ведь вы не знаете, в какой части вашей еды содержится благодать» (хадис привёл Муслим).

 

8) Упование на Аллаха (Велик Он и Славен), который сказал в Священном Коране:

وَمَن يَتَوَكَّلۡ عَلَى ٱللَّهِ فَهُوَ حَسۡبُه

«Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его» (Коран, 65: 3).

Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لو أنكم توكلتم على الله حق توكله لرزقكم كما يرزق الطير، تغدو خماصا وتروح بطانا

«Если бы вы уповали на Аллаха надлежащим образом, то Он наделял бы вас уделом так же, как наделяет птиц, которые улетают голодными, а возвращаются сытыми» (хадис привёл Ахмад).

 

9) Чтение молитвы «Истихара», которая заключается в обращении к Аллаху с просьбой помочь в начинании какого-либо дела, если в нём будет благо, и отвести от него несчастье, если в нём будет зло. После совершения молитвы мусульманин должен положиться на Аллаха и принять это, с осознанием того, что решение Аллаха (Велик Он и Славен) в отношении своего раба всегда превосходит любое решение человека, как в делах касающихся этого мира, так и мира грядущего. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обучил нас молитве «Истихара». Он сказал: «Если кто-то из вас соберётся сделать какое-либо дело, то пусть прочитает два ракаата необязательной молитвы, затем скажет:

اللهم إني أستخيرك بعلمك، وأستقدرك بقدرتك، وأسألك من فضلك العظيم، فإنك تقدر ولا أقدر، وتعلم ولا أعلم، وأنت علام الغيوب، اللهم فإن كنت تعلم أن هذا الأمر خير لي في ديني، ودنياي ومعاشي وعاقبة أمري فاقدره لى ويسره لي، ثم بارك لي فيه، وإن كنت تعلم أن هذا الأمر شر لي في ديني، ومعاشي وعاقبة أمري، فاصرفه عني واصرفني عنه، واقدر لي الخير حيث كان، ثم أرضني به

«О Аллах, поистине, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием и укрепить меня Твоим могуществом и я прошу Тебя о Твоей великой милости, ибо, поистине, Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю, и Тебе известно всё о сокрытом (от людей)! О Аллах, если Ты знаешь, что это дело … (здесь человеку следует сказать, чего он хочет) станет благом для моей Религии, для моей жизни и для исхода моих дел, то предопредели его мне и облегчи его для меня, а потом ниспошли мне в этом деле Твоё благословение; если же Ты знаешь, что это дело станет злом для моей Религии, для моей жизни и для исхода моих дел, то отврати его от меня, и отврати меня от него, и предопредели мне благо, где бы оно ни было, а потом приведи меня к удовлетворённости им».

 

10)  Отказ от обращения с просьбами к людям. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

من نزل به حاجة فأنزلها بالناس كان قمنا أن لا تسهل حاجته , ومن أنزلها بالله تعالى أتاه الله برزق عاجل أو بموت آجل

«Если у человека возникнет нужда, и он станет обращаться с ней к людям, то он будет достоин того, чтобы нужда его не была облегчена. Если же он станет обращаться с этой нуждой к Всевышнему Аллаху, то Аллах либо приблизит его долю, либо отдалит его смерть» (хадис привёл Ахмад).

 

11) Пожертвование и милостыня. Расходование средств ради Аллаха прибавляет благодати в имуществе мусульманина. Всевышний Аллах сказал:

وَمَآ أَنفَقۡتُم مِّن شَيۡءٖ فَهُوَ يُخۡلِفُهُۥ

«Он возместит все, что бы вы ни израсходовали» (Коран, 34: 39).

В хадисе аль-Кудси сообщается, что Всевышний Аллах сказал:

يا ابن آدم أنفق، أُنفق عليك

«О сын Адама, расходуй и Я буду расходовать на тебя» (хадис привёл Муслим).

 

12) Отказ от любого запретного имущества во всех его проявлениях, потому что в нём нет ни благодати, ни добра, ни долговечности. Об этом говорится во многих аятах священного Корана. Аллах сказал:

يَمۡحَقُ ٱللَّهُ ٱلرِّبَوٰاْ وَيُرۡبِي ٱلصَّدَقَٰتِ

«Аллах уничтожает ростовщичество и приумножает пожертвования» (Коран, 2: 276).

 

13) Благодарность Аллаху за все милости и нескончаемые дары, которыми Он нас наделил. Всевышний сказал:

وَسَيَجۡزِي ٱللَّهُ ٱلشَّٰكِرِينَ

«Аллах же вознаградит благодарных» (Коран, 3: 144).

وَإِذۡ تَأَذَّنَ رَبُّكُمۡ لَئِن شَكَرۡتُمۡ لَأَزِيدَنَّكُمۡۖ وَلَئِن كَفَرۡتُمۡ إِنَّ عَذَابِي لَشَدِيدٞ

«Вот ваш Господь возвестил: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжелы» (Коран, 14: 7).

 

14) Соблюдение обязательной молитвы (намаз). Аллах (Велик Он и Славен) сказал:

وَأۡمُرۡ أَهۡلَكَ بِٱلصَّلَوٰةِ وَٱصۡطَبِرۡ عَلَيۡهَاۖ لَا نَسۡ‍َٔلُكَ رِزۡقٗاۖ نَّحۡنُ نَرۡزُقُكَۗ وَٱلۡعَٰقِبَةُ لِلتَّقۡوَىٰ

«Вели своей семье совершать намаз, и сам терпеливо совершай его. Мы не просим у тебя удела, ведь Мы Сами наделяем тебя уделом. А добрый исход – за богобоязненностью» (Коран, 20: 132).

 

15) Постоянство в молитвах о прощении грехов. Аллах (Свят Он и Возвышен) поведал нам о том, с какими словами обратился пророк Нух (Ной) к своему народу, увещевая их и делая им наставление:

فَقُلۡتُ ٱسۡتَغۡفِرُواْ رَبَّكُمۡ إِنَّهُۥ كَانَ غَفَّارٗا ١٠ يُرۡسِلِ ٱلسَّمَآءَ عَلَيۡكُم مِّدۡرَارٗا ١١ وَيُمۡدِدۡكُم بِأَمۡوَٰلٖ وَبَنِينَ وَيَجۡعَل لَّكُمۡ جَنَّٰتٖ وَيَجۡعَل لَّكُمۡ أَنۡهَٰرٗا

«Я говорил: “Просите у вашего Господа прощения, ведь Он – Всепрощающий. Он ниспошлет вам с неба обильные дожди, поддержит вас имуществом и детьми, взрастит для вас сады и создаст для вас реки“» (Коран, 71: 10-12).

О Аллах благослови для нас всё то, что Ты нам даровал, и сделай так, чтобы всё это только прибавляло нам покорности. Благослови нашего Пророка Мухаммада, а также его семью и всех его сподвижников.

Автор: Абдульмалик Аль Касим
Перевёл: Абу Ясин Маликов Р.
Whyislam.ru

 

 


  • [1] Арабское слово «барака», содержит в себе 2 смысла: 1) Большое количество, 2) Постоянство и непоколебимость. Таким образом, желать бараката в чем-то, значит желать изобилия и постоянства в том, в чем желаешь его.  Когда мы желаем кому-то баракат, то имеем ввиду, что желаем, чтобы у человека было благо, и оно держалось постоянно, то есть не уменьшалось.
  • [2] Порицаетсяесть с середины блюда, когда люди едят совместно с одной тарелки, так как это является неуважением к людям и нарушением благодати, которая нисходит на середину блюда и влияет на пищу находящуюся по краям.


6 комментариев

  1. Ramil

    Ассалэму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху!

    Да благословит Аллах начинания мусульман !»Амин!

  2. Минигуль

    Спасибо!!!

  3. Дмитрий

    Спасибо Вам!
    Мира и здоровья Вашему дому!

  4. elyor

    Alhamdulillah, Allah xammamizga Barakat bersin

  5. Еркебулан

    Альхамдулиля! Я свидетельствую о пользе данной статьи и о труде всех тех, кто вложил в неё усилие. Спасибо вам!

  6. Василя

    Спасибо, вы дали ценную информацию.

Оставить комментарий