Похвала: польза и вред

 Полезна та похвала, что сделана в своём месте, а вредна та похвала, что сделана неуместно, та, которая портит людей и их взаимоотношения.

Хвала Аллаху, к Нему мы обращаемся за помощью, у Него просим прощения и защиты от зла наших душ и скверны наших дел. Тот, кого Аллах повел по верному пути, того никто не сможет сбить, тот же, кого Аллах сделал заблудшим, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствуем, что нет никого и ничего, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – Его раб и Посланник.

Когда человека хвалят, то обычно это вызывает у него положительные эмоции, у него появляется желание ещё больше выразить и сохранить в себе те достоинства, за которые он получил похвалу. Похвала бывает очень нужной для развития человека. Это следует взять на вооружение каждому главе семьи в отношениях со своими домашними, каждому учителю в процессе преподавания, каждому правителю в обращении со своими подданными. Того, кто достоин похвалы, следует похвалить: это вдохновит его, побудит стремиться к большему, даст силы продолжать своё дело и не оставлять его. Похвала, сказанная одному человеку, подталкивает к действию других людей, пробуждает в них дух соперничества и деятельности. Многие люди устают и опускают руки, несмотря на то, что совсем недавно они были активными и целеустремлёнными. Если ты проанализируешь, что стало причиной потери интереса к начатому делу, то увидишь, что одной из главных причин является отсутствие оценки и поддержки.

В Книге Всевышнего Аллаха мы часто можем видеть похвалу в адрес Его посланников и их последователей. Аллах рассказывает о том, какую награду, какие вечные услады и великие степени в Раю Он приготовил для них. Эта похвала также косвенно указывает на то, какой ничтожной будет участь тех, кто окажется лишён этой милости Аллаха в Следующей Жизни, как тяжела будет участь неверных и лицемеров. Им обещана суровая кара и тяжкое возмездие за то, что они приготовили для себя своими руками.

Изучая сунну нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) мы видим, что он иногда хвалил людей, а иногда порицал, и всё что он делал, является истиной. Полезна та похвала, что сделана в своём месте, а вредна та похвала, что сделана неуместно, та, которая портит людей и их взаимоотношения.

Примером благой похвалы является благодарность, высказанная человеку за добро или услугу, которую он оказал. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لا يشكر الله من لا يشكر الناس

«Не благодарен Аллаху тот, кто не благодарит людей»[1].

Если человеку сделали доброе дело, чем-то помогли ему, то с его стороны будет правильным, если он отблагодарит благодетеля, похвалит его за то, что он сделал, выскажет свою признательность и подчеркнёт его положительные качества – как есть, без преувеличений. Сообщается со слов Анаса ибн Малика, что мухаджиры обратились к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) с такими словами: «О Посланник Аллаха, ансары взяли себе всю награду Аллаха! Мы не видели людей, которые бы так же щедро расходовали, живя в достатке, так же были бы дружны и сплочённы были бы, живя в бедности, как они. И они полностью решили наши бытовые проблемы». Пророк сказал: «А разве вы не хвалите их, и разве не обращаетесь за них к Аллаху в своих мольбах?» Они сказали: «Конечно». Он сказал: «Так вот, это служит возмещением за то»[2].

Пророк хвалил своих сподвижников и говорил о личных достоинствах некоторых из них. Сообщается со слов Саада ибн Абу Ваккаса, что однажды Умар ибн аль-Хаттаб попросил у Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) разрешения войти к нему. В тот момент у Пророка находились его жёны курайшитки[3], они обращались к нему с просьбами и просили повысить им обеспечение, при этом они повышали голос громче его голоса. Когда Умар попросил разрешения войти, женщины вскочили и быстро скрылись за занавесом, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) позволил ему войти. Когда Умар вошёл, Пророк засмеялся. Умар сказал: «Да озарит Аллах смехом твои уста, Посланник Аллаха». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я удивляюсь этим женщинам, которые сидели тут со мной: когда они услышали твой голос, то суетливо кинулись за занавес». Умар сказал: «Ты больше достоин того, чтобы они испытывали перед тобой почтительный страх, Посланник Аллаха». Затем он повернулся в их сторону и сказал: «Вы сами себе враги. Робеете передо мной, но не робеете перед Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?» Они ответили: «Ты грубее и суровее, чем Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)» Пророк сказал:

إيه يا ابن الخطاب، والذي نفسي بيده، ما لقيك الشيطان سالكًا فجًّا إلا سلك فجًّا غير فجك

«Да, сын аль-Хаттаба, клянусь Тем, в чьей Руке моя душа, если шайтан увидит, что ты идёшь по ущелью, то непременно он пойдёт по другому ущелью, а не по твоему»[4].

Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) хвалил Абу Бакра ас-Сиддика и засвидетельствовал, что тот лишён высокомерия и надменности. Он хвалил и других своих сподвижников, потому что знал о совершенстве их Имана, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) знал, что похвала и признание их заслуг только прибавит им блага. Он был уверен в них и убеждён, что они не станут самообольщаться, и что высокомерие не способно найти дорогу к их сердцам, а Аллах знает об этом лучше.

Также является желательным похвалить человека и помянуть его достоинства пред тем, как высказать ему какое-то замечание, дать совет или сделать наставление. Если мы видим, что у человека есть определённый недостаток, и желаем исправить его, то прежде чем сделать это, полезно сказать о его хороших качествах, а затем начать побуждать его к большему, к совершению благих дел или воздержанию от пороков. Таким образом, повышается вероятность того, что рекомендации будут приняты, а не будут отвернуты или расценены как недоброжелательность и осуждение. Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал относительно одного из своих сподвижников, которого звали Абдулла ибн Умар:

نِعم الرجلُ عبدالله، لو كان يصلي من الليل

«Абдулла прекрасный человек, если бы он ещё выстаивал молитву некоторую часть ночи». После этого Абдулла спал лишь малую часть ночи [проводя остальное время в молитвах][5].

К дозволенным видам похвалы относится и та, что направлена в адрес людей, известных своим значимым вкладом в жизнь общества, своими заслугами в религиозной или социальной сфере, будь то заслуженные учёные, справедливые правители или кто-то другой, заслуживший любовь и уважение людей. Такая похвала выражает признательность народа и его благодарность, она является признаком того, что Аллах помог своему рабу, проявил к нему благосклонность и устроил так, что люди приняли его в этом мире и полюбили его. Абу Зарр аль-Гифари говорил, что Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили: «Что ты скажешь о человеке, который совершает доброе дело, а затем люди хвалят его за это?» Пророк ответил:

تلك عاجل بشرى المؤمن

«Это скорая радостная весть для верующего»[6].

По своей милости и щедрости Всевышний Аллах нежен к своим искренним рабам, которые честны в своих словах и поступках. Аллах вкладывает в сердца людей любовь к ним, делает так, что люди признают их и начинают хвалить. Это радостная весть в этом мире, дающая надежду на соответственную оценку их заслуг в День Суда.

Аллах видит тайны наших сердец и относится к каждому из нас по мере той праведности, что таится в них.

Человеку запрещено хвалить самого себя. Аллах сказал:

فَلَا تُزَكُّوا أَنْفُسَكُمْ هُوَ أَعْلَمُ بِمَنِ اتَّقَى

«Не восхваляйте самих себя, ибо Ему лучше знать тех, кто богобоязнен»[7].

Человек не должен восхвалять себя и рассказывать о своих заслугах, потому что это выглядит очень нескромно, вредит ему самому, подчёркивая его надменность, самовлюблённость и гордыню. Исключение из этого правила – случаи, когда человек называет свои положительные качества, возможности и заслуги не с целью возвыситься над другими, а в силу реальной необходимости. Как, например, мужчина, желающий посвататься: он может без горделивости и преувеличения перечислить те свои достоинства, которые побудят отца невесты отдать свою дочь именно ему. Также если человек устраивается на работу и желает получить какую-то должность, зная при этом, что сможет сделать эту работу качественно и умело, то нет ему упрёка, если он перечислит свои заслуги на этом поприще и распишет своё резюме. Так в своё время сделал Юсуф (мир ему), когда он попросил правителя Египта сделать его смотрителем за сбором и хранением зерна. Юсуф сказал:

قَالَ اجْعَلْنِي عَلَى خَزَآئِنِ الأَرْضِ إِنِّي حَفِيظٌ عَلِيمٌ

«Назначь меня управлять хранилищами земли, ибо я – знающий хранитель»[8].

Юсуф хвалил себя не из-за высокомерия, он желал установить справедливость, чтобы люди не оказались притеснёнными, чтобы каждый из них получил заслуженное, и никто из них не лишился своих законных прав. Иначе говоря, он желал людям добра и знал, что кроме него никто не сможет справиться с этой задачей. К такому роду похвалы можно отнести и слова некоторых сподвижников, которые упоминали о своих особых достоинствах и о высоком уровне знаний. Сподвижники говорили о своих знаниях не для того, чтобы возвыситься над другими и не из гордости. Они делали это, дабы побудить людей перенять от них знания и получить пользу, пока не исчез их источник. Сообщается, что Абдулла ибн Аббас (да будет им доволен Аллах) говорил:

والله الذي لا إله غيره، ما أنزلت سورة من كتاب الله إلا أنا أعلم: أين أنزلت؟ ولا أنزلت آية من كتاب الله إلا أنا أعلم: فيم أنزلت؟ ولو أعلم أحدًا أعلم مني بكتاب الله تبلغه الإبل لركبت إليه

«Клянусь Аллахом, кроме которого нет божества, нет такой суры в Книге Аллаха, ниспосланной свыше, чтобы я не знал, где она была ниспослана. И нет такого аята в Книге Аллаха, ниспосланного свыше, чтобы я не знал, в связи с чем он был ниспослан. И если бы я знал, что кто-то знает о Книге Аллаха больше меня, и живёт он там, докуда могут доехать верблюды, то я непременно отправился бы в путь»[9].

 

Когда похвала вредна

Какая же похвала является вредной? Это похвала, которая может стать искушением для человека: если похвалишь его, он возгордится своими достоинствами, его сердце затопит высокомерие, а дела обрастут показухой. Если человек не готов к похвале, то она может нанести ему большой вред, он может начать думать, что обладает какими-то особенными правами, и что люди должны ценить и уважать его как-то по-особенному. Такой человек может посчитать, что превосходит других людей, что он лучше их, но в итоге придёт к тому, что он станет хуже всех, так как будет полагаться на свою исключительность и перестанет трудиться, усердствовать в добрых делах или совсем их оставит. Сообщается, что когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) услышал, как один человек чрезмерно расхваливал другого, то сказал:

أهلكتم أو قطعتم ظهر الرجل

«Вы погубили его и переломили ему спину»[10].

Перелом спины – это иносказательное выражение, которое значит «вы сделали его бездеятельным», потому что если хребет будет сломан, человек не сможет трудиться, а Аллах знает об этом лучше.

Также неприемлемо хвалить человека, говоря о нём то, что может быть известно только Аллаху. Не следует характеризовать человека богобоязненным, не надо говорить о чистоте и силе его Веры (Иман) и тому подобные вещи, которые связаны с его сердцем и внутренним миром. Об этом знает только Аллах, Ведающий о самых сокровенных тайнах бытия. Если же всё-таки есть насущная необходимость охарактеризовать религиозность человека, то не следует говорить об этом слишком уверенно, но надо сопроводить похвалу в его адрес такими словами как: «я думаю, что он такой-то», «я считаю его таким-то», или какими-то другими фразами, которые указывают на отсутствие абсолютного утверждения.

Сообщается, что в присутствии Пророка (мир ему и благословение Аллаха) упомянули одного человека, и кто-то из присутствующих стал хвалить его, тогда Пророк сказал:

ويحك! قطعت عُنُقَ صاحبِك، يقوله مرارًا ، إن كان أحدكم مادحًا لا محالة فليقل: أحسب كذا وكذا، إن كان يرى أنه كذلك، وحسبه الله، ولا يزكي على الله

«Остерегись! Ты срубил голову своему товарищу», он повторил это несколько раз, затем сказал: «Если кто-то из вас хочет похвалить, и это неизбежно, то пусть скажет: «Я считаю так-то и так-то», если он действительно считает его таким. Ему достаточно Аллаха, а посему пусть не обеляет никого пред Аллахом»[11].

Также к порицаемым видам похвалы относится похвала в адрес грешников и распутников, которые недостойны того, чтобы говорить об их заслугах. Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لا تقولوا للمنافق: سيدنا؛ فإنه إن يك سيدَكم فقد أسخطتم ربكم عزَّ وجل

«Не говорите лицемеру «уважаемый нами», ведь если он будет уважаем вами, то вы прогневите вашего Господа (Велик Он и Славен)»[12].

Пророк запретил хвалить лицемеров и грешников, даже если речь идёт только об их мирских заслугах, ведь восхваляя их, человек возвеличивает незаслуживающих этой похвалы, тех, кого Аллах сделал ничтожным. Нужно помнить, что того, кого унизит Аллах, никто не сможет сделать почтенным. Получается, что те, кто хвалит неверующих, лицемеров и грешников, говорят ложь и совершают запретное, расхваливая заслуживающих порицания.

В общении с людьми, как близкими, так и посторонними, мы иногда должны похвалить их, даже если они не сделали чего-то особенного, а просто выполняли свои обязанности. При этом надо помнить, что похвала должна быть уместной и не следует усердствовать, говоря её слишком часто. Также тот, кто хвалит, обязан делать это по существу и не должен произносить лжи. Хвалящий должен называть только те качества, которые действительно есть в человеке. Аль-’Изз ибн Абдус-Салям (да одарит его Аллах своей милостью) говорил: «Дозволенная похвала – та, что не бывает обильной, но сдерживать её не следует, когда в этом есть потребность. Надо сказать её в лёгкой форме, дабы побудить человека совершать ещё больше благих дел, напомнить ему о милости Аллаха к нему, чтобы он помнил и был благодарен за это. Похвала будет дозволенной при условии, что не станет искушением для того, кого хвалят».

Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Посланнику Аллаха, а также его семье и всем его сподвижникам.

Автор: Ахмад аз-Зауман
Перевод: Абу Ясин Руслан Маликов
Корректор текста: Тамки́н Р.Г.
Каноническая редакция: Каримов. М.
Для сайта – www.whyislam.to

 

[1] Хадис привёл Ахмад (21331), хадис достоверный.

[2] Хадис привёл ан-Насаи «ас-Сунан аль-кубра» (10009), хадис достоверный.

[3] Т.е. те жёны, которые были родом из племени Курайш.

[4] Хадис передали аль-Бухари (6085) и Муслим (2397).

[5] Хадис привели аль-Бухари (1122) и Муслим (2479).

[6] Хадис привёл Муслим (2642).

[7] 53/32

[8] 12/55

[9] Хадис привели аль-Бухари (5002) и Муслим (2463).

[10] Хадис привели аль-Бухари (6060) и Муслим (3001).

[11] Хадис привели аль-Бухари (6061) и Муслим (3000).

[12] Хадис привёл Ахмад (22430) с хорошим иснадом (хасан).


3 комментария

  1. Элчибек

    Да будет доволен Аллах всеми нами… Аллаху Акбар

  2. Fayoz

    Спс  памогло много понять.

  3. Йоулой Руслан

    Ассаламу алайкум.

    Цитата «Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал относительно одного из своих сподвижников, которого звали Абдулла ибн Амр». Конец цитаты. Его звали — Абдаллах ибн Умар

Оставить комментарий