Исламский взгляд на финансовый кризис

ОБвалКонец 2007 года ознаменовался ипотечным кризисом на американском рынке недвижимости и кризисом кредитования в банковской системе США. Эти, казалось бы, далекие от наших реалий события рикошетом ударили по финансовым системам многих стран Европы и Азии, отразились на состоянии рынка акций в России. Но начало 2008 года привело к еще большим проблемам в мировой финансовой системе: в январе произошел «неожиданный» обвал на фондовых рынках Европы, Китая и ряда других азиатских стран, а также и России. Но в России котировки акций упали быстрее и значительнее, чем на всех других основных площадках… Как такое могло случиться в столь богатых и развитых странах? Неужели кажущиеся благополучие и богатство этих стран столь зыбки и ненадежны? Может ли Ислам предложить миру собственное решение финансовых проблем?

С чего начался снежный ком

Американский ипотечный рынок выглядит следующим образом. Обычно операции на рынке осуществляются в два этапа. На первом этапе, называемом первичным рынком, происходит предоставление кредитов под залог недвижимости. Поскольку банки предоставляют кредиты на длительный срок и под относительно невысокий процент, у них снижается объем доступных денежных ресурсов, которые необходимы для осуществления повседневной деятельности. Вопрос, как в кратчайшие сроки вернуть себе отданные на длительный срок деньги, называется проблемой рефинансирования выданных кредитов. Для решения этой проблемы возникает вторичный рынок ипотечного кредитования. Основные способы рефинансирования кредитов сводятся либо к полной уступке прав по выданному банком ипотечному кредиту специализированной организации (получается два уровня: банк — специализированная организация), либо к выпуску ценных бумаг самим банком, выдавшим кредит. При этом требования по выданному кредиту банк оставляет на своем балансе (один уровень — банк).
Когда права требования по кредитам (закладные) уступаются специализированной организации, она объединяет однообразные закладные в пулы и уже под залог пулов выпускает собственные ценные бумаги.

Последствия

Наличие больших финансовых ресурсов в американской экономике позволяло выдавать все новые и новые ипотечные кредиты, которые в итоге начали оборачиваться невозвратами вначале со стороны заемщиков-граждан ипотечным банкам, а затем банков держателям закладных. В итоге — более
100 банков объявили себя банкротами. Кризис произвел «эффект домино» на американскую экономику и фондовую биржу, что, в свою очередь, не замедлило отразиться почти на всех мировых фондовых биржах. Только за период с октября 2007 года мировые банки списали более 80 млрд. долларов в качестве потерь кредитного рынка, поскольку дефолт по высокорискованным ипотечным кредитам вызвал кредитный кризис, угрожающий спадом американской экономики.

Причины

Одна из причин кризиса — неправильная политика центральных банков развитых государств, поощрявших появление «мыльных пузырей» на ипотечном рынке недвижимости. Учитывая невысокую стоимость заемных средств, люди стали в массовом порядке скупать недвижимость в надежде рефинансировать ипотеку и получить прибыль. При использовании различных моделей исламской ипотеки создать такой пузырь сложнее. Если банки будут последовательно соблюдать принципы шариата, то им удастся избежать многих проблем, с которыми сталкиваются коммерческие банки. Однако очевидно, что кризис носит структурный, всеобъемлющий характер и не связан с какой-то только одной определенной проблемой в финансовой системе США или Европы. Напротив, поскольку абсолютно вся система основана на принципах ростовщичества, безудержного взимания процентов с бесконечной перепродажей ценных бумаг и кредитов и полностью оторвана от материального обеспечения бумажных и электронных (виртуальных) денег, глобальный кризис в экономике не мог не произойти.

Где нарушен шариат?

Заметим, что данная финансовая система полностью противоположна той, которая предписана Кораном и Сунной. Так, в частности, кризис в системе кредитования связан с многократной перепродажей кредитов, причем участники процесса совершенно не склонны доверять друг другу. Таким образом, если только хотя бы один заемщик не будет в состоянии вернуть кредит, пострадает вся цепочка кредиторов, которых может насчитываться до шести и более. Между тем, ни у кого из них нет никаких общих интересов, кроме как «сделать деньги» на деньгах, которые никогда тебе и не принадлежали. В Исламе же, помимо абсолютного запрета на использование инструментов ростовщичества, обязательным элементом стабильности финансовой системы является договор между кредитором и заемщиком, регламентирующий процесс использования кредита и устанавливающий ответственность обеих сторон в случае негативного исхода дела. Сама суть исламской финансовой системы направлена на то, что нельзя использовать финансовые механизмы лишь для вложения их в новые денежные обороты. Если в нашем обществе господствует лозунг «деньги должны делать деньги», то в исламских принципах все устроено для процветания торговли или любой другой реальной сферы производства. Смысл законов шариата в этом вопросе направлен на то, что деньги должны быть вложены в товар или оборудование для производства товара. Поэтому в средневековом исламском обществе банки и финансовые инструменты не процветали, зато масштабность торговых рынков и связей поражали воображение самого придирчивого наблюдателя. Теоретически и сегодня исламское общество должно быть несравненно более свободно и самостоятельно в своей финансовой политике вне зависимости от западных рынков ценных бумаг. Однако этого не происходит. Все американское общество живет в кредит, совокупный размер которого уже превысил все мыслимые рамки.Особенность же ростовщической системы в том, что долг растет постоянно, поскольку ежеминутно, ежесекундно на него набегают все новые и новые проценты, и, чем больше этот долг, тем масштабнее в нем доля ростовщического процента. Разумеется, обрушение фондовых рынков мира в этих условиях — вполне ожидаемый процесс, поскольку на них действуют типичные формы спекуляций бумагами (точнее, цифрами в компьютерах).

Исламские банки противостоят кризису

В отличие от традиционных банков, исламские банки не затронул американский кризис ипотечного кредитования, всколыхнувший мировые рынки. «У исламского банка был фантастический год, тенденции исламского банкинга очень обнадеживают», — заявляют мусульманские финансисты. Ни один из малазийских исламских банков не был затронут понижениями цен в результате всемирного кредитного кризиса, сообщил заместитель министра финансов Малайзии во время трехдневного саммита. Islamic Bank of Britain также не пострадал во время кризиса, наоборот, по словам Султан Чоудхури, коммерческого директора банка, несмотря на небольшой размер, банк оказался в отличном финансовом состоянии в разгар кризиса ликвидности по той простой причине, что не имел на своем балансе никаких рискованных активов. При этом объем депозитов вырос на 61% — до 270 млн. долларов. А активы банка увеличились на 51% — до 32 млн. долларов. Обвал в отрасли ипотечного кредитования не пугает исламские финансовые компании, предлагающие мусульманам альтернативные варианты займов. Их клиентов-мусульман интересует, в первую очередь, не содержат ли договоры займа пунктов о начислении ростовщических процентов, а также то, как ведут вебя кредиторы, если клиент перестает делать взносы. В ответ те объясняют, что шариат запрещает наживаться на финансовых трудностях клиентов. Поэтому, если клиент не может вовремя сделать очередной взнос, его фирма для покрытия своих затрат взимает беспроцентный дополнительный административный сбор, что отличает ее от обычных заимодавцев, начисляющих пеню. Другим альтернативным предложением, отличающим исламские финансовые компании, является следующая процедура: компания покупает дом, затем продает его покупателю, который отдельными платежами заранее оговоренную сумму с учетом ставки процента. При этом ставка по ссуде сопоставима со средней процентной ставкой, взимаемой при традиционной ипотеке. То есть, если не говорить о незначительных дополнительных затратах, связанных с нетипичным характером договора, ежемесячный платеж покупателя практически не отличается от суммы, выплачиваемой при обычном кредитовании.

Рост

Экономисты утверждают, что всемирный кредитный кризис, вызванный кризисом высокорискованного кредитования, привлек еще большее внимание к шариатскому банкингу. «Чувствуется, что в самой структуре исламских финансов — недостаточно свободной системе рычагов, необходимости материальных фондов — заключается то, что обуславливает интерес к исламским финансам»,
— сказал один малазийский эксперт. По его словам, Китай и Южная Корея начали проявлять интерес к финансовым инструментам, отвечающим исламским запретам на инвестиции в такие отрасли, как производство и торговля алкоголем, порнография, азартные игры. «Сукук» (ценные бумаги мусульманских финансовых фондов) стали очень популярным продуктом», — сказал малайзийский эксперт Нор Мохаммад. Управляющий Центральным Банком Бахрейна Рашид Аль-Марадж (Rasheed al-Maraj) уверен, что кризис заставит инвесторов обратиться к исламским ценным бумагам и активам. «Возможно, исламские банки станут для них безопасным выбором», — сказал он, добавив, что в результате финансовых неурядиц благоприятные возможности предоставляют США и Европа. Тем не менее, будущее исламского банкинга нельзя представлять полностью безоблачным. Для того, чтобы внедрить в экономику принципы, заложенные в Коране и Сунне, необходимо усилие самих мусульман, ведь вопрос стоит не только в отказе от риба, вопрос стоит гораздо шире — в следовании всем законам Всевышнего. Приведу по этому поводу такой пример. Один российский дипломат, работавший в Судане (единственная страна в мире, где финансовая система исламизирована), решил вознаградить большой премией своего слугу. В ответ тот не пришел на следующий день на работу и решил не работать и нанять себе слугу, который бы приносил ему чай. Так вот, в Исламе нет неважных вопросов, и пока мы полностью не вернемся в лоно нашей религии, мы не увидим её полноценного возрождения.

Ренат Ибрагимов, Ижевск


3 комментария

  1. Андрей

    Ренат, добрый день!
    У Вас нет материала касающегося ипотика? Более подробная информация об условиях выдачи и истории развития.
    Буду признателен.
    Спасибо

  2. Айнур

    тем не менее, мне доводилось слышать, что если выдается банком беспроцентный кредит — банк становится соучредителем компании и в случае получения прибыли получает прибыль. или при покупки в кредит устанавливается более высокая цена за товар. хотелось бы услышать комметарий, потому что я только этот текст находил и не видел никаких подкреплений ни того, ни другого.

  3. Айнур

    вот что я нашел:

    » При потребительском кредите – продажа товара в рассрочку, цена товара несколько возрастет от первоначальной цены и здесь встает вопрос, а считать ли возникшую дельту формой процента. Здесь однозначного мнения нет. По мнению мазхабов Сунны — ханафия, шафии, а также по джумхур улема (большинство ученых) данная сделка не является рибой. Отвергают это мнение шииты — зейдиты, утверждающие, что это разновидность рибы.»

    «Для того чтобы данная сделка не была рибой, она должна происходить по примерно следующему сценарию. Например, человек хочет купить машину за 30000 долларов, придя в салон, он объясняет, что у него нет этих денег для единовременной выплаты, но он готов расплатиться в течении, скажем, 2-х лет. Отсроченная выплата разрешена в исламе. Продавец отвечает – да, пожалуйста, но цена будет не 30, а, например, 40 тысяч долларов»

    «Продажа в рассрочку в исламе не запрещена, однако в этих случаях процент как объективная экономическая категория, по сути, остается и маскируется под торговую наценку. Такая себе лазейка для обхода коранических законов.

    Если же в наших примерах заставить продавца продать товар в рассрочку без увеличения общей итоговой суммы, которая будет ему выплачена, то он этого верно проиграет, а покупатель выиграет. Поэтому в рассрочку заложен определенный процент “плата за время и ожидание”

    хотелось бы получить разъяснения. мне, как человеку, не искушенному в таких вопросах — ответы очень важны

    с уважением.

Оставить комментарий