Лекция № 3: Призыв к исламской акыде

Если мусульманин призывает кого-либо к религии Аллаха, то ему не следует начинать с разъяснения обязанностей и запретов, но нужно призывать к тому, чтобы люди исправили свои вероубеждения. Потому что именно акыда является той основой, которая способна сделать деяния человека правильными

Урок № 3: Призыв к исламской акыде

Хвала Аллаху, к Нему мы обращаемся за помощью, у Него просим прощения и защиты от зла наших душ и скверны наших дел. Тот, кого Аллах повел по верному пути, того никто не сможет сбить, тот же, кого Аллах сделал заблудшим, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствуем, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – Его раб и посланник.

Когда мусульманин, по милости Всевышнего Аллаха, получает знание верной акыды[1] и начинает неуклонно придерживаться её в своей повседневной жизни, то становится обязательным для него призывать к ней и других людей, дабы вывести их из темноты заблуждений к свету истины. Аллах сказал:

لاَ إِكْرَاهَ فِي الدِّينِ قَد تَّبَيَّنَ الرُّشْدُ مِنَ الْغَيِّ فَمَنْ يَكْفُرْ بِالطَّاغُوتِ وَيُؤْمِن بِاللّهِ فَقَدِ اسْتَمْسَكَ بِالْعُرْوَةِ الْوُثْقَىَ لاَ انفِصَامَ لَهَا وَاللّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ * اللّهُ وَلِيُّ الَّذِينَ آمَنُواْ يُخْرِجُهُم مِّنَ الظُّلُمَاتِ إِلَى النُّوُرِ وَالَّذِينَ كَفَرُواْ أَوْلِيَآؤُهُمُ الطَّاغُوتُ يُخْرِجُونَهُم مِّنَ النُّورِ إِلَى الظُّلُمَاتِ أُوْلَئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ

«Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения. Кто не верует в тагута[2], а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах – Слышащий, Знающий.

Аллах – Покровитель тех, которые уверовали. Он выводит их из мраков к свету. А покровителями и помощниками неверующих являются тагуты, которые выводят их из света к мракам. Они являются обитателями Огня и пребудут там вечно» (Коран, 2: 256-257).

Призыв к исламской акыде ­– это самая первая проповедь всех пророков, прежде всего они начинали своё обращение к людям с призыва к исправлению убеждений и только потом – к исправлению других дел. Всевышний Аллах сказал:

وَلَقَدْ بَعَثْنَا فِي كُلِّ أُمَّةٍ رَّسُولاً أَنِ اعْبُدُواْ اللّهَ وَاجْتَنِبُواْ الطَّاغُوتَ

«Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!» (Коран, 16: 36).

Самым первым воззванием каждого божьего посланца были следующие слова:

يَا قَوْمِ اعْبُدُواْ اللّهَ مَا لَكُم مِّنْ إِلَهٍ غَيْرُهُ

«О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас иного истинного божества, кроме Него» (Коран, 11: 50).

Все про роки вторили друг другу, эти слова говорил каждый. Это говорил Нух (Ной), Худ, Салих, Шуайб, Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Иса (Иисус), Мухаммад и другие посланники, да пребудет над ними мир и благословение Аллаха.

Поэтому каждый, кто получил знание акыды и затем, с благословения Аллаха, стал подтверждать её своими  делами, тот не должен ограничиваться только лишь спасением своей души. Он обязан призвать к этому других людей, объясняя им истинную Веру с мудростью и добрым увещеванием, также как это делали посланники Аллаха и их сподвижники.

Призыв к правильным убеждениям – это фундамент исламской проповеди, это старт, с которого начинается путь призывающего. Если мусульманин побуждает кого-либо покориться Аллаху, то он не должен начинать свой призыв с обязанностей и запретов до тех пор, пока человек не исправит свои убеждения. Потому что именно акыда является той основой, которая способна сделать деяния человека правильными. Если же дела не основаны на правильных убеждениях и вере, то такие дела и поступки не будут приняты Аллахом, и человек не получит за них никакой награды.

Всем известно, что никакое строение не может быть возведено и не сможет устоять без сооружения прочного фундамента. Поэтому  посланники внимательно относились к акыде и ставили её прежде всего другого. Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправлял своих сподвижников к народам с проповедью Ислама, то всегда учил их начинать свой призыв с исправления убеждений. Сообщается со слов Ибн Аббаса, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), отправляя в Йемен Муаза ибн Джабаля, сказал:

إِنَّكَ تَأْتِي قَوْمًا مِنْ أَهْلِ الْكِتَابِ فَادْعُهُمْ إِلَى شَهَادَةِ أَنْ َلا إِلَهَ إِلا اللَّهُ وَأَنِّي رَسُولُ اللَّهِ فَإِنْ هُمْ أَطَاعُوا لِذَلِكَ فَأَعْلِمْهُمْ أَنَّ اللَّهَ افْتَرَضَ عَلَيْهِمْ خَمْسَ صَلَوَاتٍ فِي كُلِّ يَوْمٍ وَلَيْلَةٍ فَإِنْ هُمْ أَطَاعُوا لِذَلِكَ فإياك وَكَرَائِمَ أَمْوَالِهِمْ وَاتَّقِ دَعْوَةَ الـمَظْلُومِ فَإِنَّهُ لَيْسَ بَيْنَهَا وَبَيْنَ اللهِ حِجَابٌ

«Ты прибудешь к людям, почитающим Писание, так призови же их засвидетельствовать, что нет истинного божества, кроме Аллаха, и что я – Посланник Аллаха. Если они повинуются в этом, то дай им знать, что Аллах вменил им в обязанность совершение пять молитв (намаз), которые совершаются в дневное и ночное время. Если они повинуются в этом, то дай им знать, что Аллах вменил им в обязанность милостыню (закят), которое следует взять у богатых и передать бедным. Если они повинуются в этом, то остерегайся брать [в этих целях] их любимое имущество, и остерегайся мольбы притеснённого человека, ведь между этой мольбой и Аллахом нет никакой преграды»[3].

Размышляя над этим хадисом и рассматривая методы пророческого призыва в Коране, а также изучая то, как вел свою проповедь Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), мы узнаём, каким должен быть путь призыва к Аллаху. Становится ясным, что самым важным и первостепенным призывом в Исламе является проповедь истинной акыды, чтобы люди поклонялись только одному Аллаху, не придавали никому, помимо Него, тех качеств, которых достоин только Он, и перестали посвящать обряды поклонения кому-либо другому, кроме Аллаха (Велик Он и Славен). Это и есть смысл свидетельства «Ля иляха илля-Ллах» (Нет никакого божества, достойного поклонения, кроме Аллаха).

После того, как Посланник (мир ему и благословение Аллаха) получил пророческую миссию, он провёл тринадцать лет в Мекке, и всё это время он был занят исправлением неправильных воззрений и пагубных убеждений своего народа. Он побуждал их поклоняться только Аллаху и отказаться от идолопоклонства. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) делал это задолго до того, как было ниспослано веление относительно молитвы (намаз), милостыни (закят), поста, хаджа и борьбы за веру, а также задолго до появления первых запретов, таких как запрет на ростовщичество, прелюбодеяние, распитие алкоголя, совершение ставок в азартных играх и т.п.

В свете сказанного становятся очевидными ошибки многих современных течений и организаций, занятых делом призыва к Исламу, которые при этом не уделяют никакого внимания акыде. Они концентрируют внимание людей на второстепенных вопросах, на том, что связано с моралью и нравственностью или практической стороной исповедания религии, игнорируя вопросы веры и убеждений. Они видят, как люди совершают великое многобожие, связанное с поклонением могилам и мавзолеям, что происходит в некоторых мусульманских странах, но при этом они не высказывают им порицания, не исправляют их и не удерживают от этого ни в своих лекциях, ни в книгах, которые они выпускают. Если же что-то и делается в этом направлении, то ничтожно мало. В рядах таких течений и группировок можно видеть людей, практикующих многобожие (ширк) и заблудших суфиев, но те, кто стоит во главе этих движений, не предпринимают никаких мер, не запрещают и не побуждают к отказу от ложного пути. Ведь известно, что призыв таких людей и исправление их акыды намного важнее, чем даже призыв атеистов и многобожников, которые заявляют о своём неверии открыто. Безбожники и представители других религий не скрывают своего неверия в Ислам, они прямо заявляют, что их убеждения противоречат учению божьих пророков, что же касается могилопоклонников и заблудших суфиев, то они мнят себя мусульманами и считают, что исповедуют Ислам. Они обольстились своим заблуждением и обольщают других.

Рассказывают, что один из почитателей могил высказал порицание человеку, который поклонялся стоящему перед ним идолу. Идолопоклонник сказал: «Ты поклоняешься творению, которого не видишь, а я поклоняюсь творению, стоящему прямо передо мной. Кто же из нас совершает странные вещи?» Могилопоклонник не нашел, что ответить на такой аргумент.

Несмотря на то, что оба являются заблудшими многобожниками и поклоняются тому, что не приносит им ни вреда, ни пользы, однако почитатели могил ещё глубже в своём заблуждении и дальше зашли в поисках невозможного.

Проповедники, которые призывают людей к Аллаху, должны больше концентрировать внимание на всём, что связано с акыдой, нежели  на чем-то другом. Конечно же, на первом этапе надо самому посвятить себя изучению и глубокому пониманию исламской акыды, а затем обучать этому тех, кто сошёл с истинного пути или допустил какие-либо ошибки в вопросе вероубеждений. Аллах (Велик Он и Славен) сказал:

قُلْ هَذِهِ سَبِيلِي أَدْعُو إِلَى اللّهِ عَلَى بَصِيرَةٍ أَنَاْ وَمَنِ اتَّبَعَنِي وَسُبْحَانَ اللّهِ وَمَا أَنَاْ مِنَ الْمُشْرِكِينَ

«Скажи: «Это мой путь. Я призываю к Аллаху согласно убеждению, и то же делают мои последователи. Безупречен Аллах, и я не являюсь одним из многобожников» (Коран, 12: 108).

Имам Ибн Джарир (да одарит его Аллах своей милостью), толкуя данный аят, писал: «Обращаясь к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), Всевышний Аллах сказал: «Скажи», о Мухаммад, «это» призыв с которым я обращаюсь, «это»  дорога, которой я придерживаюсь, проповедуя Единобожие, посвящённое Аллаху, «это»  моё чистое, незапятнанное поклонение, очищенное от поклонения ложным божествам и идолам, «это» моя беспрекословная покорность и отказ от ослушания. «Мой путь» — моя дорога и мой призыв. «Я призываю к Аллаху» — только к Нему одному, не придавая Ему сотоварищей и партнёров. «Согласно убеждению» — очевидным и ясным знаниям, которыми я обладаю. «И то же делают мои последователи» — согласно убеждению и ясным знаниям призывают к вере в Аллаха также и те, кто последовал за мной, поверил мне и уверовал в мою миссию. «Безупречен Аллах»(Субхана-Ллах) — Аллах говорит своему Пророку: «Скажи, что отвергаешь любые обвинения лжецов на то, что Аллах может обладать каким-либо несовершенством, возвеличь Его, прославь Его, отринь любые утверждения о том, что у Аллаха может быть какой-либо партнер, сотоварищ или соучастник в Его власти или какой-либо объект поклонения помимо Него. «И я не являюсь одним из многобожников» — я непричастен к многобожникам, я не имею к ним отношения, а они не имеют отношения ко мне» (конец цитаты из книги толкования Корана Ибн Джарира).

Этот прекрасный аят указывает на большую значимость знания исламской акыды и призыва к ней. Следуя примеру Посланника (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижники также придавали вопросу убеждений большое значение. Путь Пророка (мир ему и благословение Аллаха) имеет два важных признака – это знание акыды и призыв к ней. Тот же, кто  не изучает акыду, не заботится о ней, но при этом занимается призывом к Исламу, тот, в действительности, не является последователем Посланника. Последователем Посланника (мир ему и благословение Аллаха) он является только номинально, это всего лишь беспочвенные притязания.

Аллах (Велик Он и Славен) сказал:

ادْعُ إِلِى سَبِيلِ رَبِّكَ بِالْحِكْمَةِ وَالْمَوْعِظَةِ الْحَسَنَةِ وَجَادِلْهُم بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ

«Призывай к пути твоего Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом» (Коран, 16: 125).

Имам Ибн аль-Кайим, толкуя данный аят, сказал: «Великий и Славный Аллах перечислил последовательность в деле призыва и разделил призыв на три категории, каждая из которых соответствует обстоятельствам человека, к которому обращён данный призыв:

Первая категория: Когда человек сам ищет истину, и если узнаёт её, то следует за ней, отказываясь от всего прочего. Такого человека следует призывать мудростью, он не нуждается в красивых проповедях и дискуссиях.

Вторая категория: Когда человек занят тем, что совершенно противоречит истине, но если он узнает о ней, то сердце его смягчается, он принимает её и следует за ней. Такой человек нуждается в красивом увещевании, доброй проповеди, наставлении и назидании.

Третья категория: Когда человек проявляет упорство и настойчиво противостоит истине. С таким человеком надо вести дискуссии и споры наилучшим образом (т.е. на основе знаний и соблюдая правила этикета)  (конец слов Ибн аль-Кайима).

В свете сказанного становится понятным путь и программа исламского призыва. Также становятся ясными ошибки, допускаемые некоторыми течениями и группами, которые обозначили призыв приоритетным видом своей деятельности.

Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Посланнику Аллаха, а также его семье и всем его сподвижникам.

 

Из книги «Aль-Иршад иля сахих аль-И’тикад»
Шейх Салих ибн Фаузан ибн Абдулла Аль-Фаузан
Перевод с небольшими сокращениями:
Абу Ясин Руслан Маликов
Корректор текста: Тамки́
н Р.Г.
Каноническая редакция:
М. Каримов
Для сайта –
www.whyislam.to

 

Сноски

  • [1]Акыда(араб. عقيدة‎‎) – убеждения.
  • [2]Тагут —  идол и всё то, чему поклоняются помимо Аллаха, либо то, чему придают качества, подобающие одному только Аллаху.
  • [3] Хадис привели аль-Бухари и Муслим.

 

Вопросы для проверки усвоения прочитанного:

1) Что должен делать мусульманин после того, как узнал о правильных убеждениях?

[spoiler] Он должен неуклонно придерживаться её в своей повседневной жизни, и призывать к ней и других людей. [/spoiler]

2) Можно ли насильно заставить человека принять Ислам? (Приведи довод из Корана).

[spoiler] Нет, этого делать нельзя, потому что Аллах Всевышний сказал: «Нет принуждения в религии» (Коран, 2: 256).

   [/spoiler]

3) Что такое «тагут»?

[spoiler] Тагут —  это идол и всё то, чему поклоняются помимо Аллаха, либо то, чему придают качества, подобающие одному только Аллаху.

[/spoiler]

4) Что необходимо сделать человеку, чтобы получить возможность в своей жизни всегда держаться за самую надёжную рукоять, которая никогда не сломается? Обоснуй свой ответ доводом из Корана.

[spoiler] Надо полностью отказаться от веры в любых других богов, кроме Аллаха, отречься от поклонения им, и полностью посвятив себя вере в Аллаха, поклоняясь только Ему Одному. Аллах (Велик Он и Славен) сказал: «Кто не верует в тагута , а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается» (Коран, 2: 256). [/spoiler]

5) Кто является покровителем верующих, а кто – покровителем неверных? Обоснуй свой ответ доказательством из Корана.

[spoiler] Аллах сказал: «Аллах – Покровитель тех, которые уверовали»…«А покровителями и помощниками неверующих являются тагуты» (Коран, 2: 257).

[/spoiler]

6) Какое время неверующие пребудут в адском пламени? Обоснуй свой ответ доказательством из Корана.

[spoiler] Они будут находиться там вечно, Аллах сказал о них в священном Коране: «Они являются обитателями Огня и пребудут там вечно» (Коран, 2: 257).  [/spoiler]

7) С чего начинали свой призыв все пророки, каким было их первое обращение к своим народам?

[spoiler] Они начинали свой призыв с Единобожия (Таухид) и исправления убеждений. Все пророки говорили своим народам:  «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!» (Коран, 16: 36).

[/spoiler]

8) К чему призывал пророк Иса (Иисус) (мир ему), что он говорил людям:

а.) Починайте меня за сына божьего и поклоняйтесь мне.

б.) О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас иного божества, кроме Него.

Обоснуй свой ответ доводом из Корана.

[spoiler] Ответ: «б». Как и все остальные пророки Аллаха, он говорил сынам Исраиля: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас иного истинного божества, кроме Него» (Коран, 11: 50).

[/spoiler]

9) Разрешается ли мусульманину ограничиться лишь тем, что он сам придерживается правильной акыды?

[spoiler]Нет, этого не достаточно, он обязан также призвать к этому других людей, объясняя им истинную Веру. [/spoiler]

10) Будут ли приняты Аллахом добрые деяния человека, основанные на ошибочных убеждениях?

[spoiler]Дела, которые не были основаны на правильных убеждениях и вере, не будут приняты Аллахом, и человек не получит за них никакой награды. [/spoiler]

11) Если человек занят призывом, то с чего он должен начинать, и после чего он должен переходить к призыву совершать другие постановления религии? Обоснуй свой ответ доводом из Сунны.

[spoiler] Призыв следует начинать с исправления ошибочных убеждений, и в первую очередь с проповеди Единобожия (Таухид). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), отправляя в Йемен Муаза ибн Джабаля, сказал: «Ты прибудешь к людям, почитающим Писание, так призови же их засвидетельствовать, что нет истинного божества, кроме Аллаха, и что я – Посланник Аллаха». И только после того как люди усвоят эти убеждения, Пророк (мир ему и благословение Аллаха)  велел призывать людей к другим постановлениям Ислама.

[/spoiler]

12) Чьей молитвы следует опасаться? Приведи довод из Сунны.

[spoiler]Следует остерегаться мольбы обиженного, притеснённого человека, чьи права были незаконно нарушены. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «…и остерегайся мольбы притеснённого человека, ведь между этой мольбой и Аллахом нет никакой преграды» [/spoiler]

13) Сколько лет провёл пророк Мухаммад в Мекке после того, как получил пророческую миссию?

[spoiler]Тринадцать лет. [/spoiler]

14) К чему в основном призывал людей Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) до переселения из Мекки?

[spoiler] Всё это время он был занят исправлением неправильных воззрений и пагубных убеждений своего народа. Он побуждал их поклоняться только Аллаху и отказаться от идолопоклонства во всех его проявлениях. [/spoiler]

15) Правильно ли поступают те благотворительные и проповеднические организации и течения, которые концентрируют свой призыв на общечеловеческих ценностях, моральных нравоучениях и этических назиданиях, при этом не уделяя почти никакого внимания вопросам акыды, единобожия и вероубеждений, и аргументируя это тем, что вопросы акыды ведут к разобщению между мусульманами разных течений?

[spoiler]Нет, они поступают неверно, так как правильное вероубеждение важнее всего, и все остальные дела к которым призывают данные течения и джамааты окажутся бесполезными, если не будут основаны на чистой исламской акыде.  [/spoiler]

16) Как ты считаешь, кто является более заблудшим:

а.) человек, который ищет блага от идола, стоящего перед ним

б.) человек, который поклоняется идолу, лежащему под землёй?

[spoiler] Оба они являются заблудшими многобожниками, однако почитатели могил ещё глубже в своём заблуждении и дальше зашли в поисках невозможного.

[/spoiler]

17) Растолкуй подчеркнутые слова и выражения в следующем аяте:

«Скажи: «Это мой путь. Я призываю к Аллаху согласно убеждению, и то же делают мои последователи. Безупречен Аллах (Субхана-Ллах), и я не являюсь одним из многобожников» (Коран, 12: 108).

[spoiler]Найди в данной статье цитату из книги «Толкования Корана Ибн Джарира».  [/spoiler]

18) Можно ли вести призыв, не обладая соответствующими для этого знаниями и мудростью? Обоснуй свой ответ доказательствами из Корана.

[spoiler]Призыв следует вести также, как вёл его пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники на основе знаний и с мудростью. Аллах сказал: «Скажи: «Это мой путь. Я призываю к Аллаху согласно убеждению, и то же делают мои последователи» (Коран, 12: 108). Также Аллах сказал: ««Призывай к пути твоего Господа мудростью» (Коран, 16: 125).

[/spoiler]

19) Назови три категории людей, к которым обращён призыв, и вспомни, каким образом следует призывать к истине каждую из трёх категорий.

[spoiler]1) Человек, который сам ищет истину, его следует призывать знанием и мудростью.

2) Человек, который находится в заблуждении, но любит истину и если узнаёт о ней, то принимает. Его следует призывать красивым увещеванием, доброй проповедью и назиданием.

3) Человек, который противостоит истине и проявляет упорство, с таким человеком надо вести дискуссии и споры наилучшим образом  [/spoiler]

20) Что значит слово «Акыда» в переводе с арабского языка?

[spoiler]Слово «акыда» в переводе с арабского языка значит «убеждение».  [/spoiler]

21) Путь Пророка (мир ему и благословение Аллаха) имеет два важных признака. Назови их.

[spoiler]Признаками пророческого пути являются:

1) Твёрдое знание истины.

2) Призыв к истине на основе твёрдых знаний о ней. [/spoiler]

 


5 комментариев

  1. Ислам Мухаммад

    Ассаламу алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатух! Пусть Аллах воздаст вам за ваши труды, нужный материал для познания Религии, будем ждать следующих лекций на тему «Таухид» автора Алима Шейха Салих Аль-Фаузана, ДжазакаЛлахухйрон!

  2. айгуль

    Машша Аллах таких тестов бы побольше

  3. айгуль

    Альхамдулилах

  4. Юсуф

    асСаляму ‘алейкум !

    В последнем приводимом аяте есть ошибка в нумерации, не 126, а 125 аят.

    БаракаЛлаху фикум!)

  5. Уа алейкум ассалам, барака-Ллаху фик, исправили.

Оставить комментарий