Джамаат-намаз в сердцах праведных предшественников

Джамаат-намаз в сердцах праведных предшественников

 

скачать pdf docx

Хвала Аллаху, Единственному кто достоин поклонения! Мир и благословение Пророку Мухаммаду, после которого не будет иных пророков.

Дорогие братья и сёстры, те высказывания исламских учёных, которые будут приведены ниже, содержат в себе напоминание для всех верующих. Эти слова должны показать нам путь праведных предшественников, чтобы мы сравнили их положение с нашим положением и переосмыслили свои деяния, и своё отношение к коллективному намазу в мечети, и к другим обязанностям в Исламе.

Ведь Аллах сказал, что оживление мечетей является уделом верующих людей, обладателей Имана, которые боятся Одного лишь Аллаха и никого помимо Него. Таких людей Он обещал наставить на путь Истины, и поддержать их на дороге верного руководства.

Всевышний Аллах сказал:

إِنَّمَا يَعْمُرُ مَسَاجِدَ اللَّهِ مَنْ آمَنَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَأَقَامَ الصَّلَاةَ وَآتَى الزَّكَاةَ وَلَمْ يَخْشَ إِلَّا اللَّهَ فَعَسَىٰ أُولَٰئِكَ أَن يَكُونُوا مِنَ الْمُهْتَدِينَ

«Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, кто совершает намаз, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха. Возможно, они окажутся на верном пути»[1].

Но чем же оживляются дома Аллаха, если не совершением коллективного джамаат-намаза? Для чего ещё возведены мечети, как не для совместного поклонения в них? Именно для этого они построены, и никто не оживит их, если этого не сделают мусульмане.

Сказав это, следует воздать хвалу Всевышнему Аллаху за то, что Он внушил любовь к мечетям многим рабам своим, и многие дома Аллаха сегодня полнятся молодёжью, которая стремиться к довольству своего Господа и к Раю ширина которого – небеса и земля. Но вместе с этим есть ещё такие люди, которые не осознали ценности коллективного намаза, и предпочитают оставаться в стороне от этой чести, и по своему невежеству и маловерию не желают принимать участие в великой миссии оживления мечетей, чтобы тем самым оживить свои сердца.

Просим Аллаха укрепить стремящихся и добавить им усердия, и просим Его наставить небрежных, исправить их помочь в совершении добрых дел.

Вот некоторые из высказываний наших праведных предшественников, славных учёных этой Уммы, имамов прямого пути, и дай Аллах, чтобы слова их стали полезными для каждого, кто обладает сердцем:

1) Ваки’ ибн аль-Джаррах[2] говорил: «Аль-А’маш[3] на протяжении почти семидесяти лет ни разу не пропустил первый такбир[4], и я сам регулярно посещал его на протяжении двух лет, и никогда я не видел, чтобы он восполнял хотя бы один пропущенный ракаат»[5].

Он никогда не восполнял пропущенных ракаатов коллективной молитвы, потому что никогда не пропускал ни одного ракаата, и всегда читал намаз вместе с джамаатом от начала до конца.

2) Рабиа ибн Язид говорил:

«Каждый раз, когда муаззин произносит призыв на обеденную молитву (зухр-намаз), то к этому времени я всегда уже находился в мечети, и так на протяжении сорока лет, кроме тех случаев, когда я болел или был в пути»[6].

3) Яхья ибн Ма’ын рассказывал про Яхью ибн Саида:

«На протяжении последних сорока лет его жизни время зенита всегда заставало его находящимся в мечети»[7]

Это значит, что он приходил на зухр-намаз заранее, ещё до того, как солнце достигало зенита. В это время он уже был в мечети в ожидании наступления времени намаза.

4) Саид ибн аль-Мусайяб говорил:

«За пятьдесят лет я ни разу не упустил первого такбира [вместе с имамом], и вот уже пятьдесят лет как я, ни разу не смотрел никому в затылок во время намаза»[8].

Также он говорил:

«Уже тридцать лет, как я не слышал азана, находясь в кругу семьи»[9].

Это значит, что во время азана он обычно уже находился в мечети.

5) Ибн Сам’ан говорил:

«За сорок лет я никогда не пропускал первого такбира, кроме того дня когда умерла моя мать»[10].

6) Адий ибн Хатим говорил:

«Каждый раз, когда приближалось время намаза, я встречал его с желанием, и всегда когда наступало время намаза, я уже был готов к его совершению»[11].

Также он говорил:

«С тех пор как я принял Ислам, во время икамы я всегда нахожусь состоянии ритуальной чистоты (тахара)»[12].

7) Суфьян ибн Уяйна говорил:

«Одно из проявлений почтительного отношения к намазу — это когда ты приходишь в мечеть до икамы»[13].

Также он говорил:

«Не будь подобен плохому рабу, который не приходит, пока его не позовут. Приходи на намаз до азана»[14].

8) Ибн Ма’ын говорил:

«Когда Ибрахим ибн Маймун аль-Марвази поднимал молоток, [желая забить гвоздь], и в этот момент слышал призыв на молитву, то уже не делал удара»[15].

9) Ибрахим ан-Наха’и говорил:

«Если увидишь, что человек небрежен к первому такбиру [в джамаате вместе с имамом], то умой свои руки после него»[16].

10) Судья Шама Сулейман ибн Хамза аль-Макдиси говорил:

«Я никогда не совершал намаз в одиночестве, кроме двух раз в своей жизни, и мне показалось, что тогда я вообще его не совершал».[17]

При этом его возраст был девяносто лет.

11) Мухаммад ибн Мубарак ас-Сури говорил:

«Если Саид ибн Абдуль-Азиз пропускал коллективную молитву (джамаат-намаз), то плакал»[18].

12) Однажды Маймун ибн Михран пришёл в мечеть, но ему сообщили, что люди уже разошлись, тогда он расстроился и сказал:

«Все мы принадлежим Аллаху, и к нему мы возвращаемся. Воистину ценность этого коллективного намаза дороже для меня, чем власть над Ираком»[19].

13) Юнус ибн Абдулла говорил:

«Как же так, я теряю курицу и переживаю из-за этого, так неужели я могу упустить намаз и не переживать из-за этого?!»[20]

14) Хатим аль-Асам говорил:

«Однажды я пропустил коллективный намаз и только Абу Исхак аль-Бухари высказал мне свои соболезнования, а если бы у меня умер сын, то мне соболезновали бы более десяти тысяч человек. Это потому, что бедствие в делах Религии для людей значит меньше, чем бедствие в делах этого мира»[21].

Дорогие братья, задумайтесь о том, насколько сегодня наше положение в поклонении Аллаху отличается от положения первых поколений Ислама. И помните, что мы не достигнем того, чего достигли они, пока не станем делать то, что делали они. Ведь Всевышний Аллах сказал:

إِنَّ اللَّهَ لَا يُغَيِّرُ مَا بِقَوْمٍ حَتَّىٰ يُغَيِّرُوا مَا بِأَنفُسِهِمْ

«Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя»[22].

Хвала Аллаху Господу миров! Благословение и мир нашему Пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам, и всем тем, кто последовал за ними в совершении благих дел до самого Судного Дня.

Перевёл и подготовил
Абу Ясин Маликов Руслан.
www.whyislam.to

  1. Коран, сура 9 «ат-Тауба» («Покаяние»), аят 18.
  2. Абу Суфьян Ваки’ ибн аль-Джаррах ар-Руаси (129-197 г. хиджри) – выдающийся исламский учёный, хадисовед.
  3. Сулейман ибн Михран аль-А’маш (61-147 г. хиджри) выдающийся исламский учёный, хадисовед, табиин.
  4. Такбир – так называется произнесение фразы «Аллаху Акбар», которая произносится в самом начале намаза, и при последующих движениях. Это значит, что он ни разу не опаздывал к началу коллективного намаза.
  5. «Тарих Багдад» (5/10).
  6. «Сияр а’лям ан-нубаля» (5/240).
  7. «Сияр а’лям ан-нубаля» (9/181).
  8. «Вафаят аль-а’лям» (2/375).
  9. «Сияр а’лям ан-нубаля» (3/164).
  10. «Сияр а’лям ан-нубаля» (10/746).
  11. «Аз-Зухд» (249).
  12. «Сияр а’лям ан-нубаля» (3/164).
  13. «Сыфат ас-сафва» (2/235).
  14. «Ат-Табсыра» (1/137).
  15. «Тахзиб ат-тахзиб» (1/151).
  16. «Сыфат ас-сафва» (3/88).
  17. «Зайлю табакат аль-ханабиля» (2/365).
  18. «Тазкирату аль-хуффаз» (1/219).
  19. «Мукашафат аль-кулюб» (1/364).
  20. «Сыфат ас-сафва» (3/307).
  21. «Мукашафат аль-кулюб» (1/364).
  22. Коран, сура 13 «ар-Ра`д» («Гром»), аят 11.

4 комментария

  1. абдулла

    ассаляму алейкум читаю ваши статьи и использую на проповедях уже больше года хотел узнать почему ваши статьи не пополняются новыми

  2. Уа аляйкум ассалам!
    Как видите, это новая статья…

  3. Рафаэль

    Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракятух ,дорогие братья, уже более 3 лет пользуюсь вашими проповедями,Аллах субхана тааля наставляет меня инща Алла на прямой путь вашими стараниями,я очень благодарен за ваши труды которые вы вкладываете в общее дело,Пусть Аллах укрепит нашу религию ,Аминь.

  4. Абу Ясин

    Ва алейкум ассалям ва рахмату-Ллахи ва баракатух.
    Амин, братья.

    Джазакуму — ЛЛаху хайран за ваши отзывы и пожелания.

Оставить комментарий