Утверждение о постепенном явлении божественности Иисуса

Тивериадское (Генисаретское) озероКогда христиане увидели, что веских доказательств Божественности Иисуса не существует, и что никто из его современников так и не догадался, что в действительности Иисус был Богом, они решили выдвинуть новую версию. Они стали утверждать, что Иисус не открыл ученикам свою Божественность с самого начала своего призыва, а сделал это лишь после своего воскресения. Иными словами, ученикам эта тайна была открыта только после смерти Иисуса. К сторонникам этой новой идеи относится и автор из­вестной книги «Жизнь Христа среди народа» Питер Смит. Он пишет о Марии, матери Иисуса: «Считала ли она его Богом и сыном Вечного Бога? Евангелие, да и человеческий разум, дает на этот вопрос однозначно отрицательный ответ. Как же иначе могла она упрекнуть его за то, что он задержался в Храме среди первосвященников и ученых иудеев? И как же иначе могла она заботиться о нем, как заботится мать о своем ребенке, который в силу беспомощности и слабости всецело зависит от нее, и относиться к нему как к сыну? Нет, конечно же, Дева не думала о своем ребенке как о Боге. Она не знала великой тайны его Божественности, а узнала ее много позже. И даже ученики узнали эту великую тайну лишь перед самой смертью Иисуса. Однако полностью они осмыслили ее и осознали только после его смерти, восстания из мертвых, вознесения во славе и послании им Святого Духа.

И тогда они начали вспоминать все, что произошло за три года их пребывания возле него, и они удивились, как все это время не видели того, что открылось им теперь…».

Таким образом, утверждение о Божественности Иисуса — не что иное как заключение, к которому пришел человеческий разум. В данном случае речь идет о разуме учеников Иисуса. К подобному выводу они пришли уже после вознесения Иисуса на небо. Соответственно, письменных доказательств его Божественности у них явно недоставало, потому что иначе они пришли бы к подобному выводу не после смерти Иисуса, а намного раньше.

Это утверждение христиан вызывает множество вопросов. Почему Иисус скрывал свою истинную сущность от своих учеников? Почему не объявил о том, что он — Бог, с первого же дня? Это мнимое сокрытие заставило очень многих утверждать, что Иисус не Бог, а человек, и они имели на это полное право, поскольку сам Иисус не говорил о себе, что он Бог, и во время распространения призыва никто из его учеников не считал его Богом.

Остается задаться вопросом: не страх ли перед иудеями заставил Иисуса скрывать свою истинную сущность? Эта версия невероятна, поскольку христиане утверждают, что Иисус был Богом, который спустился на землю, дабы быть распятым во искупление людских грехов…

Внимательный исследователь без труда обнаруживает, что слова Иисуса в конце его жизни ничем не отличаются от его слов в самом начале его пророческой миссии. На протяжении своего призыва Иисус говорил одно и то же — и до мнимого распятия, и после него. Да и в поведении его учеников не обнаруживается никаких изменений, указывающих на то, что со временем они узнали об Иисусе то, чего не знали ранее. Ничто не свидетельствует о том, что им вдруг открылась великая тайна, и они поняли, что Иисус — Бог. Так, Лука упоминает о том, что распятый Иисус сказал: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (От Луки, 23:34). Если бы он был Богом, он должен был бы сказать прямо: «Я прощу вам». Но нет, он был слабым человеком, которому не дано говорить подобное, и потому он обратился к Господу с мольбой о том, чтобы Он простил им…

Иисус также сказал разбойнику, распятому вместе с ним: «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (От Луки, 23:43). А если бы он был Богом, он бы сказал: «Я дарую тебе Рай».

А после своего мнимого воскресения Иисус сказал своим ученикам: «…восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (От Иоанна, 20:17).

И даже после воскресения Иисуса из мертвых его ученики продолжали считать его человеком. Двое из них сказали: «…что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом» (От Луки, 24:19).

А после вознесения Иисуса Петр, исполненный Святым Духом, сказал: «Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями…» (Деяния, 2:22).

А в другой раз он сказал: «…как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета» (Деяния, 10:38).

Но главное — само утверждение о том, что Иисус скрывал свою Божественность и люди узнали о ней много позже, делает несостоятельными приводимые христианами многочисленные доказательства Божественности Иисуса из Ветхого и Нового Заветов, потому что все эти доказательства не навели учеников Иисуса на мысль о том, что он Бог. Он назван в Евангелиях Сыном Божиим и Господом, однако все, кто называл его так, не подразумевал буквального значения этих слов. Это были метафоры. Причем это касается всех доказательств Божественности Иисуса, Которые приводят христиане.

Зачем Богу воплощаться?

Христиане считают, что Бог воплотился в Иисусе, и в качестве доказательства этого утверждения приводят слова Иоанна: «И Слово стало плотию, и обитало с нами» (От Иоанна, 1:14).

Для лучшего понимания этого текста послушаем, что говорят исследователи иезуитского монашества о воплощенной мудрости (Притчи, 8:22): «Идея воплощенной мудрости, которая в действительности есть не что иное как проявление поэтического искусства, как и в Евангелии от Иоанна (1:14), получила развитие в среде израильтян, начиная со времени выхода из Египта, когда политеизм перестал представлять угрозу для истинной религии… Во всех текстах, содержащих упоминание о воплощении мудрости слова или духа, трудно отличить поэтическое искусство от изложения древних религиозных понятий и от вдохновения нового Откровения».

Иными словами, текст, содержащий упоминание о воплощении Слова, может быть обычной метафорой, литературным приемом, подобно описаниям воплотившейся мудрости, которая вышла и стала обращаться к людям: «Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою» (Притчи, 1:20-21). Вспомним также представление невежества в образе шумной женщины-обманщицы: «Женщина безрас­судная, шумливая, глупая и ничего не знающая садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города, чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями: кто глуп, обратись сюда! и скудоумному сказала она: воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен. И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею» (Притчи, 9:13-18).

Исследователи задались вопросом: почему воплотился Сын, а не Отец или Святой Дух? И зачем вообще было Богу воплощаться, принимая человеческий облик? Какая необходимость была в этом? Зачем Сын спустился с небес, чтобы войти во чрево женщины, а затем выйти из ее лона? Зачем все это?

Христианское духовенство долго пыталось найти ответ на эти вопросы. В Библии ответа не нашлось. Тогда они решили задействовать свой разум и начали высказывать разные мнения. Каждое такое мнение было порождением ограниченного и несовершенного человеческого разума.

Христиане не нашли в Новом Завете ни одного подтверждения словам Павла о том, что Бог воплотился, и, разумеется, не нашли они и причину этого мнимого воплощения.

Высказанные ими мнения сводятся к следующему:

1)   Это тайна, которую мы не способны понять, а потому мы должны просто верить.

2)   Целью воплощения было уменьшить ту огромную пропасть, которая отделяет Бога от человечества, и привлечь их к вере, дав им возможность созерцать Бога. Далее, при упоминании слов Папы Афанасия, мы разъясним это мнение подробнее.

3)   Воплощение было способом возвращения людей к поклонению Богу, после того как они начали поклоняться сотворенному и создавать себе богов, оставив поклонение Творцу. Бог воплотился, чтобы люди поклонялись Ему. Святой Ефрем говорит: «Поистине, Бог увидел, что мы (люди) поклоняемся сотворенным богам, и потому облек­ся телом, дабы привлечь нас и дабы мы поклонялись Ему»[1].

4) Воплощение было необходимо для того, чтобы согласовать справедливость Бога с Его милосердием. Справедливость Бога постановила, что человечество должно умереть, а милость Бога постановила, что оно должно жить. И Иисус стал искупительной жертвой, агнцем искупления.

Папа Афанасий, один из главных участников Никейского собора, сказал: «Поэтому Слово Божье должно было воплотиться, чтобы вывести порочного человека из порока и, в то же время, исполнить требования справедливого Отца, которые Он предъявляет ко всем. А поскольку Иисус был Словом Отца и превосходил всех, только его природе сообразно было обновить сотворение Им всякой вещи и претерпеть боль за всех пред Отцом… Ради этого снизошло в наш мир Слово Бога, лишенное плоти, не знающее порока и нематериальное… Оно не могло перенести того, что смерть готова была восторжествовать, и чтобы она не уничтожила творения, чтобы не повергла в прах сотворенное Отцом, оно облеклось в тело, которое ничем не отличалось от наших тел… Потому что если бы не пришел к нам Господь, Спаситель всех, Сын Божий, то погиб бы род человеческий».

И что же произошло после смерти Иисуса? Положение человечества изменилось, и люди перестали умирать?..

Афанасий отвечает: «Из-за зависти сатаны смерть проникла в мир… А когда это произошло, люди стали умирать, и с этого времени стала она для них пороком, и обрела невиданную доселе власть над родом человеческим, поскольку пришла как результат угрозы Бога в случае ослушания».

Если смерть после этого обрела невиданную доселе власть над людьми, то какой эта власть была ранее, когда она была «обычной»? И чем отличалась смерть людей до Иисуса от их смерти после него? К тому же, уместно будет спросить: почему же смерть обрела власть не только над нами, людьми, но и над остальными творениями Всевышнего, например, над животными?..

Афанасий упоминает еще одну причину воплощения: дать возможность людям увидеть Бога и побыть возле Него. Афанасий говорит: «Когда Бог сотворил человечество Словом Своим и увидел слабость природы людей и что она не способна самостоятельно постичь своего Творца и вообще думать о Боге, Бог позаботился о роде человеческом соответственно его праведности и не оставил их без знания о Нем, чтобы они не думали, что в их существовании нет никакой пользы».

Итак, целью воплощения было показать людям Бога и предоставить им возможность узнать Его, устранив, таким образом, огромную пропасть между Творцом и творениями. Об этом пишет Сноут в своей книге «Истинное христианство»: «Была только огромная пропасть, не имеющая границ… И если бы Бог не сделал того, что сделал, все так бы и осталось, и человечество так и жило бы без надежды, и брело бы, спотыкаясь, во мраке безволия. Однако Бог заговорил и явил им Себя».

Профессор Абду-ль-Карим аль-Хатыб задается вопросом: как осуществлялась связь пророков с Богом, если существовала эта непреодолимая пропасть? Знали ли они о Боге достаточно для того, чтобы поклоняться и подчиняться Ему? Или их вера была неосознанной, неясной? И что изменилось в жизни человечества после того, как Бог во­плотился? Люди уверовали и узнали своего Господа? Исчезло из их жизни безбожие и неверие?

Что хорошего принесла людям возможность увидеть Бога, которого бьют, подвергают издевательствам и в конце концов распинают на кресте? Неужели подобное событие приближает людей к Богу и увеличивает их веру? Скорее наоборот, это лишь уменьшит их благоговение перед Богом. Человеческая душа такова, что ее влечет неизвестное, таинственное, а когда тайное становится явным, а загадочное понятным, это влечение исчезает и пыл охлаждается. Человек ищет, исполненный любопытства и охваченный жаждой познания, а когда находит, узнает, когда тайна перестает быть тайной, он успокаивается и останавливается.

А что же остальные поколения людей, которые не удостоились чести познать воплощенного Бога? Справедливо ли это — лишать их такой возможности? Как же они в таком случае будут знать Господа, если они его никогда не видели?..

К тому же почему нам дано было находиться рядом с Богом только в детские и молодые годы, а Его зрелость и старость мы уже не увидели?

Почему?!

Мусульмане решительно отвергают все эти бездоказательные и кощунственные утверждения, которые посягают на святость и величие Бога и приписывают Ему неспособность прощать, а также нерешительность, растерянность и неумение согласовать справедливость с милосердием. А ведь подобное не происходит даже с мудрыми людьми, не говоря уже о Господе миров. Из этих утверждений следует, что Бог не способен наставить Свои творения на истинный путь, и единственный способ заставить их поклоняться Ему — преподнести им это поклонение в привычном для них виде — в виде язычества, многобожия и идолопоклонства.

Шарль Жаннибер также считает, что названные причины воплощения Бога не выдерживают критики, и подтверждает, что это Павел первым заговорил о воплощении Бога. Он разъясняет побудительные мотивы, заставившие его сделать это. Павел придумал историю о воплощении Бога после того, как понял, что новообращенные христиане — недавние язычники — не приняли до конца «бесславного конца» Иисуса, то есть его смерти на кресте. Поэтому он посчитал необходимым дать ей достойное толкование, которое превратило бы ее в великое событие, пронизанное глубочайшим религиозным смыслом.

Апостол Павел задумался… И нашел решение, которое громким эхом отозвалось по всему миру. Проигнорировав Иисуса Назарянина, знакомого двенадцати апостолам, он обратил все свое внимание на Иисуса распятого и превратил его в Божественную личность, существовавшую прежде сотворения мира, принявшую определенный облик и сыгравшую определенную роль. Основные составляющие своей идеи, вновь созданного образа, апостол почерпнул в мире предположений, не занимаясь глубокими иссле­дованиями».

Однако добавляя последние штрихи к образу воплотившегося и распятого Бога, Павел столкнулся с другой трудностью. Как сказать, что Иисус умер на кресте, когда в Ветхом Завете говорится, что каждый распятый и повешенный на дереве проклят?

«…ибо проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве]» (Второзаконие, 21:23).

Это позор для Иисуса. Ведь получается, что, согласно иудейскому закону, он проклят…

Чтобы решить эту новую проблему, Павел решил превратить Иисуса в величайший символ жертвенности и сделать из него Бога, который спустился на землю и воплотился, чтобы искупить грехи человечества и таким образом спасти его от неминуемой гибели. И он стал проклятым дабы искупить их грехи и избавить их от проклятия Закона.

Как сказал сам Павел: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» (К Римлянам, 5:8-10). Итак, он стал проклятым, потому что избавил нас от проклятия Закона!

И, наконец, воплощение и многоликость, которые христиане приписывают Богу, являются кощунством, святотатством и вызывающей удивление наглостью человека по отношению к Господу и Творцу.

Как сказал профессор Мухаммад Маджди Марджан, скульптор, создающий скульптуру, может разрушить ее, когда пожелает, и невозможно представить себе, что скульптура вдруг начнет утверждать, что она есть неотъемлемая часть скульптора, который создал ее. Однако слабый человек, одно из творений Всевышнего, проявил неслыханную дерзость по отношению к своему Творцу. Опьяненный своим заблуждением и безумными идеями, которые оно породило, он перевернул все с ног на голову, и решил «создать» своего Творца заново. Он разделил Бога на три части, которые создало его буйное воображение. Каждую из трех частей он превратил в отдельного, самостоятельного Бога. Так вместо одного Бога появилась Троица. Затем, «пожалев» Творца, он разделил Его обязанности между троими новоизобретенными Богами, дабы не возлагать столько тяжких обязанностей на одного Бога… Поистине, что несчастнее человека!

Идея воплощения стала главной причиной распространения атеизма и вероотступничества среди христиан. Человек по природе своей склонен возвеличивать Творца и считать, что Он, в силу Своего совершенства, не может быть похожим ни на что из существующего. А христианство превратило его в человека, который вышел из лона женщины-израильтянки…

Кэранс Ирсвальд говорит: «С точки зрения науки я не могу представить Бога в материальном осязаемом образе, так, чтобы Его постигал взор или же Он пребывал в определенном месте…»[2].

Неизбежно возникающее противоречие между ошибочными убеждениями и здравой, правильной, изначальной (инстинктивной) человеческой природой, поддержи­ваемой, к тому же, разумом, заставляет человека искать выход, и во многих случаях этим выходом становится отказ от веры в распятого Бога церкви. В результате растет число атеистов.

Поистине, Господь превыше того, что они говорят о Нем!

Одним из негативных последствий принятия догмата о воплощении Бога стало пренебрежительное отношение к идеалам и ценностям, которые принес людям Иисус, и к которым он призывал. Он подавал людям пример, делая то, к чему призывал, и показывал им, что все предписания религии исполнимы. Однако утверждение о Божественности Иисуса перечеркнуло благоприятное влияние этого примера, поскольку дало людям основание сказать: «Кто же способен совершать в полной мере то, что совершал Он? Это было под силу лишь Богу…».

Авторы «Американской энциклопедии» говорят: «Если бы он был Богом, тогда прекрасные примеры, которые он показывал людям своей благочестивой и благородной жизнью, утратили бы всякую ценность, поскольку Божественность означает, что Иисус обладал силой, которой не обладаем мы. Человек не способен подражать Богу».

Томас Акмабасфи говорит в своей книге «По следам Христа»: «Если Иисус был Богом, то человек никогда не сможет идти по его стопам и следовать его путем».

Из книги “Бог Единый или Троица”
Мункыз ибн Махмуд ас-Саккар

  • [1] Ар-рай ас-сарих фи табиат ва машиат аль-масих. С. 59.
  • [2]Ахмад   Абду-ль-Ваххаб.   Таифат   аль-муваххидина   мин аль-масихиййина абара-ль-курун. С. 38-39,45.

5 комментариев

  1. Наталья

    Статья интересна и позновательна, но все же есть ряд фактов, с которыми невозножно согласиться. Вот некоторыеиз них:

    Автор пишет: «Нет, конечно же, Дева не думала о своем ребенке как о Боге. Она не знала великой тайны его Божественности, а узнала ее много позже. И даже ученики узнали эту великую тайну лишь перед самой смертью Иисуса.»

    Но ели обратиться к Священному писанию, то можно найти следующее:

    [Явления Ангела Иосифу, который, обнаружив, что Мария беременна,хотел оставить ее, т.е. сам никогда не был с нею] От Матфея (1,20:21) Ангел Господень явился ему во сне и казал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней от Духа Святаго; родит же Сына и наречешь Ему имя Иисус, ибо он спасет людей своих от грехов их.

    [Сюжет Благовещения]От Луки (1, 30:35) И сказал ей Ангел: не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему ГосподьБог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божьим.

    «Таким образом, утверждение о Божественности Иисуса – не что иное как заключение, к которому пришел человеческий разум.»
    «Они стали утверждать, что Иисус не открыл ученикам свою Божественность с самого начала своего призыва, а сделал это лишь после своего воскресения.»
    Во-первых, здесь автор противоречит сам себе ( «И даже ученики узнали эту великую тайну лишь перед самой смертью Иисуса»- было сказано выше), а во-вторых, Иисус во все время проповедования называл себя Сыном Господа, Господом и т.п. Много примеров можно найти даше только в Евангелии от Матфея:

    [Когда Иисус давал заповеди блажентва] (7,21:23) Не всякий говорящий мне : «Господи! Гоподи!», войдет в Царство Небесное, ноисолняющий волю Отца Соего Небесного. Многиескажут мне в тот день: Господи! Гоподи! Не от Твоеголи имени мы пророчествовали? И не Твоимли именем бесов изгоняли? и неТвоимли именем многие чудеса творили?И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

    [Когда книжники и фарисеи упрекали его в несоблюдении субботы (Иисус исцелял в субботу), утановленной самим Богом; нарушение того правила строго каралось] (12, 6:7) Но говрю вам, что здесь Тот, Кто больше храма , ибо Сын Человеческий есть Господин и субботы.

    [Сюжет хождения апостола Петра по воде] (14, 33) Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты сын Божий.

    [Разговор Иисуса с учаниками еще до вхождения в Иерусалим и, соответственно тайной вечерии, и кресного пути] (16,15:16) Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго.

    Здесь стоит добавить, что в христиане верят в Святую Троицу: единого Бога в трех лицах (Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух). Причем их нельзя разделять; в символе веры сказано: Троица простая нераздельная. Простая означает, что она несоставная, т.е. ее нельзя разделить на составные части. Спиридон Тримифунтский, поясняя, взял в руки кирпич и стиснул его: мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. «Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна,— сказал тогда святитель Спиридон,—так и в Пресвятой Троице — Три Лица, а Божество Едино.

    Так, Лука упоминает о том, что распятый Иисус сказал: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (От Луки, 23:34). Если бы он был Богом, он должен был бы сказать прямо: «Я прощу вам».

    Ответ можно найти в том же Евангелии (от Луки):
    (5, 20:24) Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои. Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, коме одного Бога? Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что вы помышляете в сердцах ваших? Что легче: сказать прощаются тебе грехи твои или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын человеческий имеет власть на земле прощать грехи…

    С уважением,
    Наталья

  2. Gayrat

    u menya vopros k Natalye 1.«Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (От Матфея, 4:10, от Луки, 4:8).mogli diavol tak postupit s bogom
    2.Molilsyali Isus(mir emu) na zemle. esle da to komu

  3. Наталья

    Гайрат, спасибо за вопрос. Попробую максимально подробно на него ответить.

    1) Почему Иисус сказал: «отойди от Меня, сатана; ибо сказано в Писании: Господу Богу твоему покланяйся и Ему одному служи» (Второз. 6, 13).
    Таким образом Иисус Христос цитирует строку ветхозаветного Второзакония.

    2) Почему Иисус молился Богу, если он Сам есть Бог?
    Для разъяснения обратимся к молитве «Символ Веры», которая начинается словами:
    «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.» Слова «во единого Бога» указывают на единство истинного Бога. Бог есть один и нет другого кроме Него (Исх. 44, 6; Исх. 20, 2-3; Втор. 6, 4; Иоан. 17, 3; 1 Кор. 8, 4-6). Об этом упомянуто для того, чтобы отвергнуть языческое учение о многобожии.
    Бог един, но не одинокий, потому что Бог един по своему существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святый, — Троица единосущная и нераздельная. Взаимное отношение между Лицами Пресвятой Троицы состоит в том, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица; Сын Божий предвечно рождается от Бога Отца; а Дух Святый предвечно исходит от Бога Отца. Все три Лица Пресвятой Троицы, по существу и свойствам, совершенно равны между Собою. Как Бог Отец есть истинный Бог, так и Бог Сын есть истинный Бог, так и Бог Дух Святый есть истинный Бог, но все три Лица есть единое Божество — единый Бог. Как единый Бог есть в трех Лицах, это тайна, непостижимая для нашего ума. Тайну Святой Троицы открыл Сам Господь Иисус Христос, посылая апостолов на проповедь Он сказал: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Матф. 28, 19).

    Обратимся ко второй стороке «Символа»: И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша.»
    Господь Иисус Христос есть Единородный Сын Божий, т. е. Он есть единственный Сын Бога Отца, рожденный из существа Отца, как свет от света. От истинного Бога-Отца рождается такой же истинный Бог-Сын, и рождается прежде всех век, т. е. прежде всякого времени — от вечности, так что с Отцом вечно, всегда есть Сын (а также и Святый Дух), одинакового существа с Отцом («единосущна Отцу»). Сам Иисус Христос сказал: «Я и Отец одно» (Иоан. 10, 30). Слова же Иисуса Христа: «Отец Мой более Меня» (Иоан. 14, 28) относятся к Его человечеству. К слову «рожденна», в Символе Веры прибавлено слово «не сотворена». Это прибавление сделано для опровержения ложного учения Ария, который утверждал, что Сын Божий не рожден, а сотворен.
    Слова «Им же вся быша» — значат Им, Сыном Божиим, все сотворено, т. е. все существующее, видимый мир и невидимый, создано Сыном и через Сына («и без Него ничто же бысть, еже бысть» (Иоан. 1, 3) читаем мы в Пасхальном Евангелии).
    Мы живем во времени, а временное все изменяется — «все течет, все изменяется». Когда же мир кончит свое временное существование (при втором пришествии Спасителя), то изменится и станет вечным. Будет «новое небо (твердь) и новая земля» (Исаия: 65, 17; 66, 22; 2 Петр. 3, 13; Апокал. 21, 1).
    Итак, вечность неизменяема, она вне времени. Бог, — Пресвятая Троица, — вечный и неизменяемый, поэтому никогда Отец не был без Сына и без Духа Святого.
    Святые Отцы и Учители Церкви разъясняют, что Отец всегда был вместе с Сыном, от Него рожденным, ибо без Сына не мог бы называться Отцом. Если бы Бог Отец существовал когда-нибудь не имея Сына, а потом бы сделался Отцом, не быв прежде Отцом, это значило бы, что Бог подвергся изменению, из нерожденного сделался рожденным, но такая мысль хуже всякого богохульства, ибо Бог вечный и неизменяемый. В Символе Веры так и сказано: «Иже от Отца рожденного прежде всех век», это значит; прежде существования нашего времени, т. е. вечно.
    Св. Иоанн Дамаскин разъясняет: «Когда мы говорим, что Он (Сын Божий) рожден прежде всех веков, то этим показываем, что Его рождение не во времени и безначальное, ибо не из небытия приведен в бытие Сын Божий, Сый сияние славы и образ ипостаси Отчей, живая премудрость и сила; ипостасное Слово, существенный, совершенный и живой образ невидимого Бога, но всегда был с Отцом и в Отце, и рожден от Него вечно и безначально».
    Понятие же «рождение», как совершенно независимое отделение от рожденного бывает только в материальном мире, ибо материя временна и ограничена. Дух же ничем не ограничен и не подчинен материальным законам. Таким образом физическое, естественное, материальное рождение совершенно не применим к духовному рождению. Поэтому Вселенские Соборы, выражая сущность Божественного рождения Сына от Отца, утвердили слова Символа Веры: «Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу…», т. е. Сын Божий по существу Своему совершенно одинаков с Богом Отцом, Он всегда — вечно рождается, как «Свет от Света», бесстрастно, не по законам тварного материального мира. Эту величайшую Божественную истину, пока мы живем в понятиях материального мира, полностью постичь не можем, потому Троичность Бога и именуется «Тайной Пресвятой Троицы».
    Но все же некоторое понятие или, вернее сказать, некоторое подобие для разъяснения Тайны Пресвятой Троицы, дают святые Отцы. Св. Иоанн Дамаскин говорит: «Как огонь и происходящий от него свет существуют вместе, — не прежде бывает огонь, а потом уже свет, но огонь и свет вместе, — и как свет, всегда рождается от огня и всегда в нем пребывает и отнюдь от него не отделяется: так рождается и Сын от Отца, никак не отделяясь от Него».

    3) Почему дьявол так разговаривал с Иисусом?
    Ответ на этот вопрос мы находим в третьем члене Символа Веры,где говорится о воплощении Сына Божия, то есть о том, как Сын Божий сошел с небес на землю, принял на Себя плоть человеческую (тело), кроме греха, и вочеловечился, то есть принял не только тело, но и душу человеческую и сделался совершенным человеком, не переставая в то же время быть Богом. — Стал Богочеловеком.
    Сын Божий, при воплощении — рождении на земле, получил имя Иисус Христос. Имя это указывает на человеческую Его природу.
    Имя Иисус есть греческий перевод еврейского имени Иешуа (Иегошуа) и значит Спаситель. Это имя было дважды указано Богом через Ангела пред Рождеством Христовым, потому что превечный Сын Божий снисходил на землю (рождался, воплощался) для спасения людей.
    Имя Христос — слово греческое и значит Помазанник. (На еврейском языке ему соответствовало также слово «Мессия»). В Ветхом Завете помазанниками назывались пророки, первосвященники и цари, которые, при вступлении в должность, помазывались елеем и через это получали дары Святого Духа, необходимые для достойного исполнения их обязанностей.
    Сын Божий назван Помазанником (Христом) по человеческой Его природе, потому что Он имел все дары Святого Духа: знание пророческое, святость первосвященника и могущество царя.
    Итак, Сын Божий сошел с небес и стал человеком (Богочеловеком) для того, чтобы спасти людей от власти диавола, греха и вечной смерти.
    «Грех есть беззаконие» (1 Иоан. 3, 4) то есть преступление Закона Божия. Грех появился в людях от диавола, который соблазнил в раю Еву, а через нее Адама, и уговорил их нарушить заповедь Божию, то есть согрешить.
    Грехопадение первых людей — Адама и Евы расстроило природу человеческую. Грех в людях помрачил ум, волю и в тело внес болезни и смерть. Люди стали страдать и умирать, и сами, своими силами, уже не могли победить в себе грех и его последствия: исправить ум, волю, сердце и уничтожить смерть.
    Это мог сделать только Сам Бог — Творец всего. Господь дал обещание (обетование) людям, что на землю придет Спаситель мира, Который избавит людей от власти диавола и вечной смерти.
    Святитель Сильвестр (IV в.) говорил: «Бог, приведший все в бытие, когда создал человека и увидел его склонившимся ко всякому злу, не презрел погибающего дела рук Своих, но соблаговолил, чтобы Сын Его, пребывая нераздельно с Ним (ибо Бог находится везде), сошел к нам на землю. Итак, Он сошел и, родившись от Девы, стал под законом, «да подзаконные искупит» (Гал. 4, 4-5).
    А о том, что Он имел родиться от Девы, предсказал божественный Пророк Исаия в таких словах: «се, Дева во чреве зачнет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» (Исаия 7, ст. 14). Имя же это, как и вы знаете, указывает на пришествие Божие к людям и в переводе на греческий язык значит: с нами Бог. Итак, пророк задолго предсказал, что Бог родится от Девы».
    «Для Бога нет ничего невозможного, но диавола должен был победить тот, кто был им прежде побежден. Им побежден был человек, — человек рожденный не обычным порядком естества, не от семени мужеского, но созданный из земли, и притом из земли чистой, непорочной, как дева.
    Но если всезлобный диавол победил такого человека, то нужно было, чтобы и сам он (диавол) был побежден таким же человеком. А таков и есть Господь Иисус Христос, рожденный не по обычаю и закону естества, но из чистой и святой девической утробы, подобно тому, как Адам произошел из незараженной грехом земли. И как Адам был оживлен дуновением Божественным, так и Сей (Иисус Христос) воплотился под действием Духа Святого, сошедшего на Пресвятую Деву и стал совершенным Богом и совершенным человеком — во всем, кроме греха, имеющим два естества — Божеское и человеческое, но в одном лице; и поэтому человеческая природа страдала за нас, а Божество оставалось бесстрастным».
    Для пояснения сказанного св. Сильвестр привел такой пример: «Когда дерево, озаренное лучами солнца, посекается топором, то с посекаемым деревом луч солнечный, не посекается. Так и человечество Христово, соединенное с Божеством, если и претерпело страдания, то эти страдания не коснулись Божества».

    С уважением,
    Наталья.

  4. Gayrat

    Здраствуйте Наталья спасибо за ответ.
    Вы писали: Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица; Сын Божий предвечно рождается от Бога Отца; а Дух Святый предвечно исходит от Бога Отца. Все три Лица Пресвятой Троицы, по существу и свойствам, совершенно равны между Собою. значитлы это что у Сына и Духа Святого есть начало? из вашего слово можно подумат что закони эволюци касается и Богу! Наталья пишет: Тайну Святой Троицы открыл Сам Господь Иисус Христос, посылая апостолов на проповедь Он сказал: “идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа” (Матф. 28, 19).
    а как быт с этими стихами:Евангелие от Марка, 7: 24 — 30
    24 И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться. 25 Ибо услы¬шала о нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и, придя, припала к ногам его; 26а женщина та была язычница, родом сиро-финикиянка; и просила его, чтобы изгнал беса из ее дочери. 27 Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. 28 Она же сказала ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей. 29 И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери. 30 И, придя в свой дом, она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели.

    Евангелие от Матфея, глава 10:1-7
    1 И призвав двенадцать учеников своих, он дал им власть над нечис¬тыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. […] 5 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; 6 а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; 7 ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное. в этих стихах Исус(мир ему )четко говорит что он послантолько к овцам погибшим (точнее: заблудшим) дома Израиля. Для язычницы он совершает все-таки чудо, но лишь как исключение, за ее большую веру.
    Более того, Иисус дает прямую установку своим ближайшим 12 апостолам проповедовать исключительно израильтянам — даже в ближайшую Самарию ходить запрещается (Мф. 10: 5 — 6). Однако, если мы заглянем в 15-ю главу «Деяний апостолов», то прочитаем, что в Иерусалиме примерно через 16 лет после вознесения Иисуса проходил собор апостолов, на котором глав¬ным вопросом был следующий: можно ли принимать в церковь язычников без обрезания и без исполнения ими Моисеева закона в целом?
    почему ученики Исуса(мир ему) ждали 16лет после него что-бы привлеч первого язычника Корнелиуса в Христианство? Что думать? — То ли Петр, как и другие апостолы, не знали в течение 16 лет о том, что учитель завещал им перед вознесением, и не могли спокойно обращать язычников в новую веру, то ли… самого завещания в такой редакции, как и каких-либо иных анало¬гичных повелений Иисуса, просто никогда не существовало!
    Наталья пишет:
    Сам Иисус Христос сказал: “Я и Отец одно” (Иоан. 10, 30). 23 И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом.
    Иисус зашел в храм где находились евреи.
    24 Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты Христос, скажи нам прямо.25 Иисус отвечал им: Я сказал вам и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне.
    26 Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам.
    Он говорит, что он довольно ясно сказал им об этом, однако они не хотят его слушать.
    27 Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною.
    Теперь — самое важное для понимания контекста рассматриваемого стиха. Обратите внимание на смысл стихов, в которых говорится об истинном смысле единства отца и сына.
    28 И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто НЕ ПОХИТИТ ИХ ИЗ РУКИ МОЕЙ.
    29 Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может ПОХИТИТЬ ИХ ИЗ РУКИ ОТЦА МОЕГО. 30 Я и Отец — одно.
    Одно в чем? В своем всеведении? По своей природе? В своем всемогуществе? Нет! ОДНО — ПО ЦЕЛИ. Если однажды верующий принял веру, которая исходит от Бога, то и посланник заботится о том, чтобы тот остался в вере. Это цель «Отца» и «Сына», и каждого верящего мужчины и каждой верящей женщины. «Я и Отец — одно» не означает ничего более, чем общую цель с Богом. Наталья пишет: А о том, что Он имел родиться от Девы, предсказал божественный Пророк Исаия в таких словах: “се, Дева во чреве зачнет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил” (Исаия 7, ст. 14). Имя же это, как и вы знаете, указывает на пришествие Божие к людям и в переводе на греческий язык значит: с нами Бог. Итак, пророк задолго предсказал, что Бог родится от Девы”. 30 И сказал ей ангел: не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога; 31и вот, зачнешь во чреве, и родишь сына, и наречешь ему имя: Иисус. 32Он будет велик и наречется сыном Всевышнего, и даст ему Господь Бог пре¬стол Давида, отца его; 33и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца. (Лука глава1: 30-33)

    18Рождество Иисуса Христа было так: по обручении матери его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что она имеет во чреве от духа святаго. 19Иосиф же муж ее, будучи праведен и не желая огласить ее, хотел тайно отпустить ее. 20Но когда он помыслил это, — се, ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бой¬ся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в ней есть отдуха святаго; 21 родит же сына, и наречешь ему имя Иисус, ибо он спасет людей своих от грехов их. 22А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: 23 Се, дева во чреве приимет и родит сына, и нарекут имя ему Еммануил, что значит: С нами Бог.24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему ангел Господень, и принял жену свою, 25 и не знал ее, как наконец она родила сына своего первенца, и он нарек ему имя: Иисус.(Матфей, глава 1, стихи 18-25)

    Евангелист противоречит только что сказанному. Через ангела Сам Бог дал имя младенцу Йешуа, и вдруг появляется совершенно другое имя — якобы во исполнение пророчества Иса¬йи, причем более никогда имя «Еммануил» в новозаветной исто¬рии к Иисусу не прилагается.
    Пророчество Исайи (14: 7) в переводе с иврита звучит следу¬ющим образом: «За то Господь Сам даст вам знамение: вот эта мо¬лодая женщина забеременеет и родит сына, и наречет ему имя Иману-Эль». «Дева» вместо «молодой женщины» появилась при переводе с иврита слова «альма», «молодая женщина», на греческий язык — «парфенон», дева», в Септуагинте, что было впоследствии ис¬толковано христианами как предзнаменование чуда рождения Ии¬суса без отца.
    Однако знамением у Исайи является не то, что эта конкретная женщина (или дева) родит сына, а то, что нарекут его Иману-Эль, и по развитию этого конкретного ребенка люди поймут, когда ис¬чезнет угроза взятия Иерусалима — столицы Иудейского царства, исходящая от царей Сирии и Израиля, пытавшихся захватить его совместными усилиями. «Даже прежде чем отрок сумеет ненави¬деть злое и избирать доброе, покинута будет та земля двух царей, которых ты боишься» (Ис. 7: 14 — 16). И это пророчество о конк¬ретной молодой женщине и конкретном родившемся за 8 веков до Иисуса младенце Иману-Эле сбылось в реальной истории: женщи¬на родила сына с предсказанным именем, и когда он слегка подрос, угроза падения Иерусалима миновала.
    Во-вторых, евангелист пользовался не оригиналом Танаха, а его греческим переводом.
    Таким образом, евангелист привлек для своих целей давно ис¬полнившееся пророчество о другом отроке с другим именем. Имя того отрока также не вписалось в евангельский текст, ибо никто и нигде более не называл Иисуса этим именем.

  5. Gayrat

    Евангелие от Луки, глава 4, стихи 1-13 [аналогично Евангелию от Матфея, 4: 1 — 11; и кратко у Марка, 1: 12-13]
    1 Иисус, исполненный духа святаго, возвратился от Иордана и поведен был духом в пустыню. 2Там сорок дней он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. 3И сказал ему диавол: если ты сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.
    4 Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим. 5И, возведя его на высокую гору, диавол показал ему все царства вселенной во мгновение времени, 6и сказал ему диавол: тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; 7итак, если ты поклонишься мне, то все будет твое. 8Иисус сказал ему в ответ: отойди от меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и ему одному служи. 9И повел его в Иерусалим, и поставил его на крыле храма, и сказал ему: если ты сын Божий, бросься отсюда вниз, 10ибо написано: ангелам Своим запове¬дает о тебе сохранить тебя; 11и на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею. 12 Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего. 13 И, окончив все искушение, диавол отошел от него до времени.
    Вызывает, однако, недоумение, что именно после того, как свя¬той ангел Божий снизошел на Иисуса, посланника Бога, и стал со¬путствовать ему, Иисус был принудительно поведен (у Марка даже «вытолкнут» — греч.: «эквалли») на искушение от дьявола. Более того, святой дух, то есть ангел Божий, ведет его для искушений дьявола, выполняя роль служителя сатаны. А дьявол по своей силе оказывается чуть ли не равным Богу: он в силе поднимать пос¬ланника Бога на самую высокую гору и показывать ему во мгно¬вение все царства земли, либо он может принудительно вызывать в сознании пророка Божьего такие чувственные образы, которые никто, кроме Бога, вызвать не может.
    Искушения дьявола были побеждены всемогущим словом Бога и праведностью искушаемого. Мусульмане считают Иисуса чело¬веком, который преодолевает искушения, однако Всевышний гово¬рит нам через своего избранника Мухаммада, что дьявол получает власть лишь над тем, кто сам его призывает или кто поклоняется кому-либо, кроме Бога единственного.
    Поскольку Иисус был посланником Бога, не был многобожником и не призывал, но отгонял дьявола, то дьявол не мог иметь над ним никакой силы! Поэтому описанная евангелистами история с искушением Иисуса в пустыне является для мусульман духовно неточной, допускающей возможность ложного отношения к вели¬кому избраннику Аллаха — Иисусу (мир с ним) и преувеличения власти дьявола. Однако похожая история без допущенных неточ¬ностей вполне могла иметь место в истории.
    Одновременно этот текст абсолютно не допускает возможность «обожествления» Иисуса — у христианских миссионеров возни¬кает еще и дополнительная трудность: как совместить описанное евангелистами могущество дьявола, да и сам факт искушений им Иисуса, с верой в то, что искушаемый — Сам всемогущий Бог? Мо¬жет ли дьявол по своей воле поставить Творца миров на крышу Иерусалимского храма?

Оставить комментарий